Анализ и оценка современных концепций сущности финансов. Экономическая теория предложения Теорию экономики предложения разрабатывал

В государственный бюджет . Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения (см. подробнее гл. 26), стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.  

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. основными противостоящими экономическими школами были неокейнсианство и монетаризм. Наряду с ними, в начале 1980-х годов активно заявила о себе еще одна группа экономистов, которых называют сторонниками теории экономики предложения.  

Лаффер - сторонник теории - экономики предложения , считает, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями (рис. 19.1).  

Вторая группа экономистов в настоящее время развивает основные положения кейнсианства. Так же как Дж. М. Кейнс и его первые сторонники, эти экономисты считают, что информационные недостатки и неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок являются главными элементами для понимания и прогнозирования будущего развития экономики. Они утверждают, что необходимы теории, сочетающие в себе анализ этих элементов. В то же время они понимают недостатки традиционной кейнсианской концепции. Таким образом, эти экономисты развивают современные теории, используя при этом отдельные положения классической школы , которые, по их мнению, имеют важное значение. Современные кейнсианцы разработали теорию, в которой неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок является следствием рациональных решений , принятых индивидами, которые преследуют собственные интересы. В результате получилась неокейнсианская экономическая теория , которая утверждает, что спрос порождает предложение.  

Сторонники этого направления развили количественную теорию денег, модели которой объясняют соотношение предложения денег, скорости обращения денег и других подобных факторов с общим уровнем цен в экономике.  

Второй подход - немонетаристский - предусматривает необходимость возрождения отечественного Производства , обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию . Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства, теории экономики предложения и неоклассического синтеза российскими экономистами в лице Е.11рима-кова, С.Глазьева и др. предлагается более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры , налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.  

Названа по имени американского экономиста французского происхождения профессора Артура Лаффера - сторонника теории предложения , который доказывал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями . Лаффэр построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой и пытался доказать, что по мере роста ставки налога от О до 100% налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение налоговых поступлений , а соответственно и доходов бюджета , либо наблюдается их резкое падение. Налоговые поступления падают после некоторой точки потому, что более высокие налоговые ставки , по предположению Лаффэра, сдерживают экономическую активность и, следовательно, налоговая база сокращается. Например, 100%-ная налоговая ставка имеет характер конфискации и останавливает производство налоговая база становится равной 0 и приносит нулевой налоговый доход . Если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов ... то экономическая активность будет падать, - отмечал Лаффэр. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет является, по оценкам Лаффэра, 30% суммы доходов 40-50-процентное изъятие доходов сокращает сбережения населения , влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, означает сокращение налоговых поступлений.  

Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов . Они были взяты на вооружение представителями теории предложения от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Таким образом, сторонники теории предложения , развитой в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовались главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, понижая тем самым прогрессивность налогообложения , устанавливая оптимальную границу обложения. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений , затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета , либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства , уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики . И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что Доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы , а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.  

Д. т. в нач. 20 в. претерпела изменение под влиянием работ М. И. Туган-Барановского , в к-рых он изложил историю спора между сторонниками теорий диспропорциональности и недопотребления и попытался обосновать свой вариант Д. т. Осп. его идея заключалась в положении об абсолютной независимости реализации обществ, продукта от размеров личного потребления . Согласно теории Тугай-Барановского, произ-во не зависит от личного потребления , а I подразделение - от II, для реализации же общественного продукта требуется только пропорциональность между различными отраслями произ-ва, к-рая якобы может быть обеспечена при любых размерах личного потребления за счёт роста произ-ва средств произ-ва для самого I подразделения. Его последователи - А. Шпитхоф, Г. Касселъ и И. Шумпетер - восприняли идею диспропорций в валовом общественном продукте , выступающих как результат колебаний произ-ва осн. капитала, и развили её, создав разные виды инвестиционной теории цикла . Напр., Шумпетер считал, что причиной кризиса является однобокий, прерывистый и дисгармоничный характер развития различных отраслей в фазе подъёма, когда в ряде отраслей волна инвестиций несёт с собой массу нововведений. Технич. и организац. отставание др. отраслей приводит к нарушению структуры в целом, т. к. ставит тормоз дальнейшим инвестициям в динамичных отраслях. Происходят резкие взрывы и катастрофы и возникает промежуточный период перестройки, необходимый для внедрения новшеств и приспособления к ним экономики в целом. Мнение Туган-Баранов-ского, что при пропорциональном распределении обществ, продукта даже сокращение потребительского спроса не в силах вызвать превышения общего предложения продукции по сравнению со спросом, благодаря  

Этот анализ позволит нам оценить некоторые аргументы, выдвигаемые экономистами - сторонниками теории предложения . Эти экономисты, как правило, подчеркивают роль налоговой системы в определении уровня потенциального объема выпуска. Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать огромное благотворное влияние на экономику. Один из их главных аргументов состоит в том, что высокое налогообложение доходов сокра- щает стимулы к труду и, следовательно, количество труда , предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами. При снижении занятости объем производства также снижается по сравнению с уровнем, который мог бы быть достигнут при более низких налогах.  

В целом именно неоклассики являются наиболее последовательными сторонниками доктрины свободы предпринимательства . Монетаристы (влице непререкаемого лидера М. Фридмена), представители экономической теории предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер), школы

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не цело­стная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, поло­жений, методов теоретического анализа, а, главным образом, совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охва­тывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование про­изводства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекоменда­ции в области налоговой политики; политику приватизации государствен­ных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на соци­альные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом.

По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование - зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоци­рующей рост издержек. Повышение цен - реакция производителей на неже­лательные последствия экономической политики.

1. Сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в ре­зультате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность до­полнительной работы, получения дополнительных заработков. В резуль­тате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции - теория предложения.

2. Приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государствен­ного долга.

3. Бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматри­ваться в качестве инструмента денежной политики.

4. «Замораживание» социальных программ. Существующая на Западе сис­тема социального обеспечения имеет два отрицательных момента: 1) вы­зывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюд­жетный дефицит; 2) сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое на­звание эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 2).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Экономика предложения стала основой политики Р. Рейгана, М. Тэтчер и их нынешних приемников.

Оценивая роль теорий свободного предприниматель­ства, отметим следующее. Они зафиксировали ряд действительных слабостей и просчетов в государственном регули­ровании экономики. Вместе с тем имеется ряд противоречий, которые бросаются в глаза. Во-первых, авторы этого направления постоянно подчер­кивают преимущества саморегулирования капиталистической экономики. Но ведь нынешняя экономика далека от свободной конкуренции, она в достаточной степени монополизирована. Сле­довательно, и результатом такого механизма никак не может быть оптимальное состояние.

Во-вторых, вся аргументация теоретиков свободного предпринимательства направлена на доказательство, что государственное регулирование лишь понижает эффективность экономики. Но при всей громадной важности эффективности она не единственная цель. Есть ведь и социальные цели, которые не могут быть ре­ализованы без государственного вмешательства. Вряд ли можносогласиться, скажем, с игнорированием проблемы безработицы, помощи бедным и т. п.

В-третьих, если саморегулирование - лучшее решение, то воз­никает вопрос о целесообразности какой-либо экономической по­литики вообще кроме предоставления полной свободы участникам хозяйственных отношений.

В противоположность кейнсианству данная экономическая теория отдает предпочтение предложению как фактору роста.

Экономика предложения – это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязанная система взглядов, методов теоретического анализа, а преимущественно система эконометрических расчетов, на которых основываются практические предложения и рекомендации.

Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

1) предложения в области налоговой политики;

2) политику приватизации государственных предприятий;

3) оздоровление бюджета;

4) сокращение расходов на социальные нужды. Экономика предложения разрабатывалась главным образом американскими экономистами. Среди них – А. Лаффер (профессор экономики университета Южная Каролина), М. Фелдстайн (Гарвардский университет), Р. Риган (бывший министр финансов США). Вместе с монетаристской школой это направление относят к консервативному крылу неоклассиков.

По мнению представителей экономики предложения, рынок представляет собой не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование – неизбежное зло, ведущее к снижению эффективности и связывающее инициативу участников хозяйственной деятельности. Взгляды сторонников этой концепции напоминают исходные положения экономической философии Хайека, его концепции «спонтанного порядка».

Основная идея экономики предложения состоит: 1)в отказе от кейнсианских методов стимулирования спроса;

2) в переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции просматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные повороты экономической политики и неустойчивую конъюнктуру. Основные рекомендации этой «школы»:

1) сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Увеличение налогового бремени порождает бюджетный дефицит, препятствует экономическому росту. Выдвигается предложение отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки, прежде всего так называемые предельные ставки на доходы, капитал, а также на заработную плату, дивиденды;

2) приватизация государственных предприятий. Приватизация – мера, направленная на сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга. Повысится эффективность предприятий, передаваемых в частные руки; обострится конкуренция; повысятся качество и конкурентоспособность национальной продукции;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. В отличие от монетаристов они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

4) «замораживание» социальных программ.

На рубеже 1970–1980-х годов теоретическую основу современного консерватизма в США пополнила теория экономики предложения. Видными представителями этой теории являются А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс. Термин «экономика предложения» был введен американским экономистом Г. Стейном.

По мнению представителей теории экономики предложения, для оздоровления экономики необходимо ориентироваться не на совокупный спрос, а на совокупное предложение. Сторонники теории экономики предложения считают, что стимулирование спроса не может привести к хорошим долгосрочным результатам.

Теория экономики предложения, в противоположность кейнсианству, отдает предпочтение предложению как фактору экономического роста. Основная идея данной теории состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение.

Теория экономики предложения, по существу, опирается на закон рынков Сэя. Главное – производство товаров, их предложение, а покупательная способность, необходимая для того, чтобы эти товары были реализованы, возникнет в процессе самого производства.

Государство должно ориентироваться на поощрение предложения (накопление капитала, инвестиции в частный бизнес), а для этого в первую очередь снижать налоги. Сторонники теории предложения расценивают налоговую политику как важнейший инструмент государственного регулирования. Главным препятствием на пути расширения предложения, по их мнению, являются уровень и структура налогов.

Чрезмерно высокие налоги оказывают отрицательное воздействие на стимулы к труду и инвестиции. С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего должно стать увеличение нормы и массы накопления. Снижение налогов вызовет рост сбережений, повысит эффективность капиталовложений, ускорит научно-технический прогресс, в конечном счете, приведет к устойчивому росту производства. Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, будет способствовать росту совокупных инвестиций. Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после налогообложения возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Государство, по мнению представителей этой теории, является основным виновником инфляционных процессов. Причины стагфляции они видят в высоких налоговых ставках, в политике государства, провоцирующего рост издержек. Представителями теории экономики предложения выдвинута теория «инфляции налогов». Высокие налоги вызывают замедление производства товаров вследствие роста издержек, что, в свою очередь, приводит к инфляции. Другие сторонники теории экономики предложения считают, что основным импульсом к развертыванию инфляции является рост денежной массы, а налоги усиливают инфляционные процессы. Для снижения общего уровня цен теоретики экономики предложения предлагают сокращать государственные расходы и налоги. По их расчетам, снижение налоговых ставок на прибыль до оптимального уровня приведет в долгосрочном периоде к снижению роста цен более чем на 4%.

Борьба с инфляцией и стимулирование экономического роста требуют одного и того же инструмента – снижения налогов. В ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов фирмы будут наращивать производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение налоговых ставок. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Это заключение известно в мировой экономической науке как эффект Лаффера.

Эффект Лаффера был обнаружен в ходе математического исследования двух функций, фиксирующих зависимость налоговых поступлений в бюджет от налоговых ставок на прибыль и заработную плату. Оно показало существование определенного (оптимального) уровня налоговых ставок, при котором функция государственных доходов достигает максимума, а также уменьшение последней в случаях, когда этот уровень больше или меньше оптимальной отметки. Только после этого началось подробное изучение эффекта Лаффера с помощью эконометрической техники (для разных стран, разных периодов и т.п.) и появилось его словесное описание. Графическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 21.4. На графике по оси абсцисс отложен объем налоговых доходов государства Y, а по оси ординат размер налоговой ставки в процентах X (она изменяется от 1 до 100%).


Рис. 21.4. Кривая Лаффера

Сначала, по А. Лафферу, повышая налоговую ставку, государство увеличивает массу своих налоговых доходов, но это имеет место лишь до определенной точки (точка А). В этой точке налоговые доходы достигают своей максимальной величины Y a . После ее прохождения дальнейшее повышение налоговых ставок ведет к уменьшению налоговых поступлений вследствие резко отрицательного воздействия чрезмерно высоких налогов на экономическую активность (движение от точки А к точке В, Y b < Y а). Поэтому снижение налоговых ставок на отрезке АВ кривой Лаффера вызовет не сокращение, а увеличение массы налоговых доходов государства и приведет к сокращению дефицита госбюджета.

Точка А соответствует максимальному размеру налоговых поступлений в бюджет государства (это наблюдается при ставке налога примерно в 45%). Одинаковые налоговые поступления могут быть получены при налоговой ставке Х b , и ставке, лежащей ниже точки Х а. В точке B ставка налога равна примерно 60%, но такие же налоговые доходы государства соответствуют ставке налога приблизительно 35%. Отрезок Y b Y a на оси абсцисс соответствует величине налогов, которые бюджет государства недополучил. На базе данных американской статистики А. Лаффер рассчитал, что, когда налоговая ставка превышает 50%, резко снижается деловая активность. Однако кривая Лаффера не дает однозначного ответа на вопрос, при каком размере ставки налога государственные налоговые доходы достигают своего максимума. Для разных стран оптимальные уровни ставки налога будут разными.

Согласно концепции А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок может вызвать лишь кратковременное сокращение объема государственных налоговых доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, подлежащих налогообложению. Этот процесс (движение от B к А) возможен при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций.

Налоговая политика должна опираться на эффект А. Лаффера. Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что должно более полно раскрыть возможности рыночной системы.

В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, произойдет торможение инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики считается максимум государственных налоговых доходов.

Снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным. Например, сторонники теории экономики предложения предлагают в большей степени сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Представители теории экономики предложения считают, что это даст более сильный эффект, потому что богатых отличает бóльшая склонность к сбережению по сравнению с бедными.

Налоговая реформа принесет увеличение частных сбережений и кредитных ресурсов, расширит финансовую основу экономического роста, устранит вредный для экономики перекос в сторону текущего потребления. Изменения в налоговой политике должны привести, по расчетам теоретиков, к ослаблению инфляционных ожиданий, к появлению дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста дохода, чем к его потреблению.

Объем личных сбережений, считают сторонники теории экономики предложения, увеличится настолько, что будет достаточным как для частных инвестиций, так и для финансирования временного дефицита государственного бюджета. Личные сбережения рассматриваются в качестве своеобразного фонда денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

Таким образом, в снижении налоговых ставок сторонники теории экономики предложения видят главный путь к решению многих проблем современной экономики.

Вопросы и задания:

1. Назовите основных представителей и работы представителей экономики предложения

3. Расскажите о кривой Лаффера. В чем ограниченность идей Лаффера?

4. Используя кривую Лаффера, объясните, почему и как изменятся налоговые поступления в государственный бюджет в краткосрочном и долгосрочном периодах, если налоговая ставка на прибыль будет снижена с 50% до 35 %.

Новая классика

Вопросы и задания

1. Назовите основных представителей и работы представителей новой классической экономики.

2. Охарактеризуйте вклад Р. Лукаса в развитие современной экономической теории.

3. Охарактеризуйте вклад Т. Сарждента в развитие экономической науки.

Неоинституционализм

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности старого институционализма и назовите его основоположников.

2. Охарактеризуйте методологические особенности неоинституционализма.

3. Назовите основные направления неоинституционализма и их представителей.

4. Расскажите о теории прав собственности.

5. Что такое внешние эффекты? Трансакционные издержки?

6. В чем суть теоремы Коуза?

Теория общественного выбора

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет теории общественного выбора.

2. Назовите основных представителей теории общественного выбора и их основные работы

3. В чем суть правила единогласия К. Викселля?

4. Охарактеризуйте вклад Дж. Бьюкенена в развитие современной экономической теории.

5. Что такое логроллинг?

6. Приведите примеры лоббизма и логроллинга.

7. В чем суть теоремы невозможности К. Эрроу?

8. Прокомментируйте высказывание К. Викселля: «Ни исполнительная, ни законодательная власть, ни тем более большинство избирателей на самом деле не являются тем, чем их изображает теория государственного управления, - то есть идеальными органами власти, у которых нет иной цели, кроме заботы о благе общества… Депутаты представительных органов власти заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, как и их избиратели

Экономический империализм

Вопросы и задания:

1. В чем суть экономического империализма?

2. Назовите основных представителей этого течения и их основные работы.

3. Охарактеризуйте основные положения экономической теории преступлений и наказаний?

4. Назовите основные принципы оптимизации борьбы с преступностью. Как определить оптимальный уровень преступности? В чем заключается экономическое обоснование выбора наказания за преступление?

5. В чем суть и практическая значимость экономической теории дискриминации?

6. В чем суть и практическая значимость теории человеческого капитала?

7. Какова связь между накопленным человеческим капиталом и природным богатством страны?

8. По утверждению ряда исследователей дефицит человеческого капитала и низкие темпы его накопления связаны с так называемым ресурсным проклятьем, ответственность которого оценивается на уровне от 11-25%в зависимости от территорий, для которых проводился анализ. Суть ресурсного проклятья в том, что в странах, богатых природными ресурсами темпы экономического роста ниже. Изобилие ресурсов способствует росту доли добывающей промышленности, что не создает значительного спроса на рабочую силу. Для ресурсозависимых стран характерен высокий уровень неравенства, когда бедные слои населения не имеют возможности инвестировать в образование. Высокая волатильность рентных доходов сопровождаются макроэкономической и соответственно политической нестабильностью, что заставляет политическую элиту ориентироваться на максимизацию доходов, в коротком периоде, а инвестиции в образование требуют, как правило, длительного периода времени. Исследования показывают, что при росте доли природного капитала в общем богатстве страны на 10%, экономический рост замедляется на 1%, при этом почти половина сокращения связана с более низким уровнем человеческого капитала.

Изложите и обоснуйте с использованием актуального статистического и фактического материала свою точку зрения на взаимосвязь между величиной накопленного человеческого капитала и природным богатством страны.


4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

4.1. Российский меркантилизм

4.2. Легальный марксизм и ревизионизм.

4.3.М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

4.4. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

4.5. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

4.6. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

Вопросы и задания:

1.Назовите представителей меркантилизма в России. В чем отличие российского и западного меркантилизма?

2. Опираясь на работу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», поясните особенности российского меркантилизма.

3. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)

б) «Невозвратный убыток приносят заморские нитяные кружева, которые... покупаются весьма высокою ценою, а по малом самом времени как оне, так и данные за них деньги пропадают ни за что» (указ 1742 г).

4. Охарактеризуйте взгляды представителей легального марксизма и ревизионизма в России. Каковы основные причины распространения марксизма в России?

5. В чем, по мнению Туган-Барановского, заключается парадокс капиталистического хозяйства? Каков вклад Туган-Барановского в теорию экономических циклов?

6. Охарактеризуйте основные вехи биографии и идеи С. Н. Булгакова.

8. В чем суть и практическое значение теории длинных волн Кондратьева?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

2. Экономическая мысль Древней Греции

3. Экономическая мысль Древнего Востока

4. Экономическая мысль Древней Руси

5. Меркантилизм – первая экономическая школа.

6. Предмет и метод политической экономии в работах основоположников классической экономической школы.

7. Марксистское понимание предмета и метода политической экономии.

8. Маржиналистская революция

9. Теория и методология немецкой исторической школы.

10. Французская историческая школа Анналов.

11. Школы исследований экономического роста.

12. Российский меркантилизм

13. Легальный марксизм и ревизионизм.

14. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

15. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

16. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

17. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

18. Кейнсианство.

19. Экономическая теория предложения

20. Монетаризм

21. Новая классика

22. Неоинституционализм

23. Теория общественного выбора

24. Экономический империализм

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. По Ксенофонту экономия – это…

а) домоводство;

б) искусство накопления богатства;

в) искусство управления;

г) предпринимательство.

2. По Аристотелю склад души, заслуживающий похвалы, называется…

а) золотая середина;

б) образ жизни;

в) добродетель;

г) умеренность

3. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…

а) сравнительный анализ,

б) конкретно-исторический подход,

в) плюралистический подход,

г) экономическое ретромоделирование

4. Укажите хронологические рамки классической политической экономии:

а) XV-XVI вв.;

б) сер. XVI- сер.XVII вв;

в) XV-XVII вв;

г) сер.XVII- сер XIХ вв.


5. Ранние меркантилисты для увеличения национального богатства предлагали… (N:4)

а) запретить вывоз золота и серебра из страны;

б) повышать степень обработки благ и сокращать затраты на их производство,

в) отдавать долги иностранцам отечественными товарами,

г) поддерживать отечественную промышленность на основе импорта дешевого сырья

6. Вывод о том, что влияние увеличения денег на цены и доходы зависит от способов вливания наличности в экономику, от первоначальных получателей доходов и структуры и спроса, называется….

а) система денежного баланса;

б) система торгового баланса;

в) меркантилистская дилемма;

г) эффект Кантильона

7. Термин «политическая экономия» ввел …

б) А. Серра;

в) А. де Монкретьен;

г) Р. Кантильон

8. К особенностям методологии классической политической экономии относят… (N:4)

а) преимущественное изучение сферы обращения;

б) каузальный анализ,

в) преимущественное изучение сферы производства,

г) функциональный анализ


9. К достоинствам механизма невидимой руки рынка относятся …(N:4)

а) повышение эффективности производства;

б) тенденция к монополизации рынка

в) оперативное реагирование на изменение текущего спроса

г) усиление социального неравенства

10. Вывод о том, что «предложение рождает собственный спрос» называется ….

а) закон рынков сбыта Ж.-Б.Сэя;

б) механизм невидимой руки рынка

в) эффект Кантильона

г) закон предложения

11. Главный труд А. Смита называется…

а) Трактат политической экономии;

б) Начала политической экономии и налогообложения;

в) Исследование о природе и причинах богатства народов;

а) Г. Госсен б) И. Тюнен в) А. Маршалл г) Дж. Б. Кларк

13. Согласно дуалистической теории стоимости А. Маршалла стоимость …

а) понятие субъективное, зависит от оценки человеком предельной полезности последней единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность;

б) создается производительным трудом;

в) определяется и полезностью (спросом) и затратами факторов производства (предложением);

г) зависит только от затрат факторов производства

14. Согласно ординалистской теории полезности…

а) полезность можно измерить количественно;

б) полезность можно измерить на основе ранжирования предпочтений,

в) стоимость блага определяется спросом и предложением,

г) оптимальным считается такое распределение благ, при котором нельзя улучшить положение одного индивида, не ухудшив положения другого

15. К достоинствам маржинализма относятся …(N:4)

а) идеологическая нейтральность;

б) практическая направленность

в) игнорирование социальных проблем

г) недооценка сферы производства

а) К. Маркс; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) А. Маршалл

17. Социал-демократы считали, что «хозяйственная демократия» должна основываться на……(N:4)

а) государственном планировании;

б) сокращении роли государства в экономике;

в) привлечении работников к управлению;

г) усилении роли фабричных союзов

18. Одновременное увеличение уровня цен и уровня инфляции называется….

а) гиперинфляция

б) стагнация

в) стагфляция

г) депрессия

19. К положениям кейнсианства относятся……(N:4)

а) причиной инфляции является избыток денег в обращении

б) главным методом государственного регулирования является денежно-кредитная политика

в) главной формой государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика

г) объектом государственного регулирования должен стать эффективный спрос

20. М. Фридман ввел понятие _____________безработицы:

а) фрикционной; б) структурной; в) застойной г) естественной