Мобилизационная экономика в ссср. Гончаров Г

«Ведомости», Минфин предлагает с 2016 года на 10% сократить расходы государственного бюджета. Виной тому — ослабление рубля, падение цен на нефть и западные санкции. Но в качестве альтернативы некоторые эксперты предлагают перейти к модели мобилизационной экономики. Что это такое? Каких жертв и издержек потребует? Готова ли вообще страна к тому, чтобы направить экономику на новые рельсы? Давайте разберемся.

Бюджет на 2015−17 годы сверстан, исходя из предполагаемой средней цены на нефть в 100 долларов за баррель. Сейчас нефть стоит 85 долларов, и никто не знает, насколько она подешевеет в ближайшее время. В следующем году дефицит казны планируется покрыть из Резервного фонда, но он не бездонный, и уже в 2016 году придется существенно пересматривать расходную часть бюджета.

Давно с высоких трибун в нашем государстве говорят о необходимости «слезть с нефтяной иглы» и модернизировать промышленность. Реальными успехами в этом направлении мы пока похвастаться не можем. Обострение отношений с Западом лишает нас и доступа к высоким технологиям. Теперь придется самостоятельно делать научные открытия и нарабатывать опыт по внедрению инноваций. Одновременно Запад показал уязвимость других наших сфер, от сельского хозяйства до платежных систем.

В истории было много примеров, когда та или иная страна, оказавшись в сложной ситуации, делала резкий скачок. Сингапур, Малайзия, Китай, послевоенная Япония… Можно вспомнить и об отечественной истории: годы НЭПа, индустриализация, послевоенное восстановление. Но во всех случаях требовалась колоссальная концентрация усилий ради достижения общей цели. А это, в свою очередь, заставляло население отказаться от многих привычных вещей. И много-много работать.

Впрочем, история знает и другие примеры выхода из затруднительного положения. Скажем, Исландии по выходу из кризиса 2008−09 годов. В абсолютно рыночной экономке правительство страны пошло на беспрецедентные меры и заморозило счета юрлиц, а государственную помощь направило не банковскому сектору, а гражданам. То есть акцент сделали на повышение внутреннего спроса. Одновременно были запрещены инвестиции за пределами страны. Благодаря принятым мерам экономика восстановилась.

В России, как в США и во многих странах Европы, поступили иначе: остановили рост зарплат, сократили социальные расходы и направили средства коммерческим банкам. Результаты особо никого не обрадовали. Но может, сейчас наши власти примут более разумное решение?

Доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов полагает, что России не удастся избежать жестких методов:

— Мобилизационная экономика помогает любой стране, которая ведет войну или готовится к ней, выиграть или хотя бы не проиграть. Россия в этом плане особая страна, против нее на протяжении XX века велись «горячие» или «холодные» войны. Россия как государство, как цивилизация может существовать только в условиях мобилизационной экономики. Это, как говорится, «медицинский факт». Все попытки перевести экономику на рельсы рыночных отношений есть просто попытки уничтожить наше государство.

«СП»: — Чем характеризуется мобилизационная экономика?

— Прежде всего, высокой нормой накопления, то есть объемом инвестиций в наращивание основного капитала (реального производства). Страны, которые в разное время демонстрировали экономическое чудо, как Германия или Япония после войны, увеличивали норму накопления. Она достигала у них до 30−35% и иногда 40% от ВВП. В СССР после Великой Отечественной войны норма накопления была на уровне 25%, а во время индустриализации, по оценкам экспертов, — 50−60%.

Помимо статистических показателей важно иметь в виду и качественные характеристики. Мобилизационная экономика подразумевает максимальную защиту от внешних факторов. Первая группа таких факторов — изменения на внешнем рынке, как-то падение цен на нефть, мировые финансовые кризисы. Вторая группа - целенаправленные усилия по подрыву экономики, к примеру, торговая война. Чтобы защитить экономику от внешних факторов, стихийных и целенаправленных, необходимо иметь монополию на внешнюю торговлю и операции с валютой.

Должно быть централизованное управление, максимальное вмешательство государства в экономику, увеличение доли государственных предприятий, особенно в сфере производства средств производства.

Естественно, должно быть планирование. Причем не краткосрочное, как у нас сейчас. По сути, у нас вообще не планирование, а прогнозирование. А необходимо среднесрочное и долгосрочное планирование.

При планировании необходимо использовать преимущественно натуральные показатели, а не стоимостные. Реформа Косыгина -Либермана показала, что как только основные показатели предприятий и отраслей стали стоимостными, так экономика начала развиваться не в ту сторону.

«СП»: — Какие изменения общественной жизни предполагает мобилизационная экономика?

— Такая экономика предполагает, прежде всего, мобилизацию людей. Странно задавать вопрос, лишатся ли люди теплых туалетов и возможности посещать рестораны, если они отправятся на войну. А в этом плане экономический фронт мало чем отличается от боевого фронта.

Люди думают, что можно выигрывать войны, не снижая потребление, но это не так. Но как мобилизовать людей, уже больше не экономическая задача, а идеологическая, духовная. Да и в будущем возможно повышение уровня жизни.

Могу привести пример первой сталинской пятилетки. Тогда люди не до конца понимали, зачем вообще нужна индустриализация. В первую пятилетку имел место быть элемент принуждения, тем более что снизился уровень благосостояния. Уменьшились доходы и потребление самых базовых товаров, перешли даже на карточную систему. Но во второй пятилетке все показатели пошли вверх. Главное, заработали не только материальные, но и моральные стимулы труда.

Подчеркну, перейти на мобилизационную экономику — задача не простая. Решить ее сразу нельзя, не подготовив человека, не объяснив ему, зачем нужна такая экономика. Надо растолковать людям, что предстоит выбор между теплым туалетом, удобной мебелью и самим существованием — тебя, твоей семьи и твоей страны.

«СП»: — Насколько такой выбор остро стоит перед российским обществом сегодня?

— Для меня совершенно очевидно, что такая дилемма существует. Я родился сразу после войны, жил в советское время, много изучал историю нашей страны. Мой опыт и мои знания говорят, что выбор народу предстоит сделать очень жесткий.

Другое дело, руководство страны не формулирует такую альтернативу. Более того, пытается совместить несовместимое. Меня это очень тревожит.

Я понимаю, что страна наша подконтрольна Западу. Но и в советское время, накануне индустриализации, зависимость России от иностранных держав была большая. Но мы сумели преодолеть эту зависимость. Я думаю, что мобилизационное сознание должно приходить к людям.

«СП»: — Применим ли для нас исландский опыт выхода из кризиса, в частности, когда деньги направляются людям, а не банкам? Тогда и сверхусилий не потребуется.

— «Утка» исландского опыта запущена в массовое сознание довольно давно. Это довольно хитрый прием. По нему я написал несколько статей. При желании «повалить» Исландию можно было за 24 часа. Но страна оказалась первой в длинной цепи возможных дефолтов европейских стран. Да, Исландия избежала дефолта благодаря нестандартным решениям, но эти нестандартные решения были инициированы не народом Исландии, а мировым финансовым интернационалом, который спасал Европу.

Некоторым нашим патриотам нравится исландский опыт. Но, на мой взгляд, он невозможен для России.

Доктор экономических наук, профессор Александр Бузгалин главную проблему спасения нашей экономики видит в том, что государство не хочет затронуть интересы самых зажиточных слоев:

— Переход к мобилизационной экономике правительством и учеными понимается по-разному. С точки зрения правительства, переход к такой экономике означает, что мы будем жить в тех же рыночных условиях, будет нарастать степень социальной дифференциации, олигархи будут обогащаться, но при этом резко сократим расходы на социальные цели, образование, здравоохранение, долгосрочные программы развития.

Есть понятия о мобилизационной экономике в «советско-ностальгическом» стиле. Как системы, построенной по типу директивного планирования, жестких приказов сверху, подкрепленных авторитарной властью.

Наконец, есть третий вариант, когда под мобилизационной экономикой понимается концентрация ресурсов на ключевых направлениях, поддержки их институционально и идеологически.

Минфин говорит о первом варианте, когда ничего не меняется, но значительно сокращается бюджет за счет уменьшения поддержки самых бедных слоев, расходов на образование и охрану природы. Этот принцип был заложен при формировании нынешнего бюджета, то же самое будет и в перспективе. Сокращение расходов на 10% приведет к большим потерям в социальной сфере, в развитии высокотехнологичных отраслей.

Я считаю, что альтернативы этому пути есть. Доходы бюджета можно увеличивать не только за счет роста цен на нефть и газ, но и за счет развития современного производства, введения прогрессивной шкалы подоходного налога, поддержки инвестиционных проектов.

Увы, этого никто делать не хочет. Так что будет повторение модели 1990-х годов, то есть наступление на права наименее защищенных граждан.

Я тоже радуюсь присоединению Крыма. Но жить только за счет этой радости, не решая системных проблем в экономике, нельзя. Крым присоединили, но негативная социальная политика продолжается.

«СП»: — Можно перейти к мобилизационной экономике так, чтобы не пришлось работать без выходных?

— У власть предержащих сейчас есть большой соблазн использовать ситуацию, чтобы сказать «Вы же не хотите развития событий как на Украине. Поэтому работайте больше, а олигархи будут богатеть еще ширше».

Я считаю, что мобилизация может быть и не рыночной, и не сталинской. Можно использовать государственные инвестиции, снижать социальную дифференциацию. Тогда будет некоторый спад уровня жизни, но потом серьезный рост. К сожалению, правительство по такому пути не пойдет. Как и по сталинскому.

— Я считаю, что необходимость перехода на мобилизационную экономику проглядывается, а вот способности это сделать вызывают большое сомнение. Да и осуществить серьезные меры без поддержки граждан нельзя, — говорит заведующий кафедрой экономической теории МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов .

«СП»: — Власть готовит людей к новому формату экономической жизни?

— Пока я не вижу признаков, что наша власть хочет переходить к мерам мобилизационной экономики. До последнего времени власть к самому этому понятию относилась скорее отрицательно, нежели положительно.

Вообще, в мобилизационной экономике ничего хорошего нет. Она нужна только в экстремальной ситуации. Но всё указывает на то, что эти обстоятельства сейчас складываются. Однако пока у нас нет социальных и экономических механизмов мобилизации ресурсов, и с неба они не упадут.

«СП»: — Мобилизационная экономика предполагает полный отход от рыночных механизмов?

— Совершенно необязательно. Конечно, в своих крайних формах мобилизационная экономика может полностью подавить рынок. Но исторический опыт военных экономик ряда стран показывает, что можно сочетать мобилизационную экономику с рыночными отношениями. Конечно, рыночные механизмы будут потеснены. Можно вспомнить экономику США в период Второй мировой войны. Там вводился контроль за ценами, там применялись меры принудительного характера в сфере использования стратегических ресурсов. В то же время там продолжали действовать рыночные механизмы.

Пока я не считаю ситуацию у нас настолько тяжелой, что надо включать механизмы мобилизационной экономики. Но у меня есть опасения, что такая необходимость появится. И к этому надо быть готовым. Надо знать, что мы сможем сделать, и к каким результатам это приведет. Если начнется пожар, то поздно будет разбираться в способах тушения.

— Введенные против нас санкции — это только первый этап финансовой войны, — считает заведующий отделом философии политики Института философии РАН, доктор философских наук Владимир Шевченко . — Экономическая удавка будет действовать сильнее, чем все остальные угрозы и шантаж в адрес России.

Наша экономика очень открыта для внешнего влияния. Я недавно был в Китае и увидел, как много делают китайцы для защиты своего юаня. И поэтому США боятся КНР. У нас же действует совершенно устаревшая модель экономки. Финансовый поток внутри страны не замкнут, а направлен на США и Европу. Значит, в этой сфере мы беспомощные и не можем противостоять финансовой войне против России.

Поэтому нам надо принимать чрезвычайные меры, чтобы создать национальную независимую финансовую систему. Пока же мы вступили в ВТО, и у нас упал рост ВВП, закрылись некоторые заводы, страдает сельское хозяйство.

Не надо пугать людей словом «мобилизация». Это означает всего лишь закрытие «дыр», через которые уходят наши деньги за рубеж.

«СП»: — Готовы ли люди терпеть неудобства?

— Мобилизационная экономика означает поворот политики в сторону создания реального сектора, новую индустриализацию. Надо перекрыть канал вывоза капиталов из страны. Я не думаю, что от этого будет падение жизненного уровня.

На мой взгляд, недовольство может быть только в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Они, в некотором смысле, форпосты западного образа жизни. Вся остальная Россия живет бедно, с большой долей натурализации личного хозяйства.

Фото: Сафрон Голиков/Коммерсантъ

Впервые в истории о таком понятии, как мобилизация в экономике, заговорил Сеймур Харрис. Он считал, что это один из самых эффективных инструментов в борьбе с экономическим кризисом. Хотя существует множество разных мнений по этому вопросу. Противники этой теории считают, что концентрация всех усилий в одной области приносит только проблемы в экономику, и такие действия являются лишь продуктом командно-административной системы управления государством и к рыночной экономике не имеет никакого отношения.

Суть вопроса

На сегодняшний день существует множество трактовок термина. Общепризнанная гласит: «Мобилизация в экономике - это комплекс мероприятий на уровне конкретного государства, которые направлены на использование всех имеющихся ресурсов с целью преодоления кризиса, который уже существует в стране».

По сути, антикризисные мероприятия нацелены на полное использование производственных мощностей для преодоления чрезвычайной ситуации.

Признаки и принципы

Один из основных признаков того, что требуется мобилизация в экономике - это угроза раскола в обществе или распада целостности страны, международная изоляция.

Выделяют также ряд принципов:

"Главное звено"

Этот принцип предполагает, что ресурсная концентрация происходит в тех секторах экономики, которые смогут повлиять на запланированные мероприятия. Однако политика в этом случае предполагает ущемление других секторов экономики.

"Любой ценой"

В этом случае правительство страны оказывает сильнейшее воздействие на те субъекты экономики, которые влияют на скорость достижения целей.

"Командность"

Все которые влияют на скорость выполнения поставленной задачи, объединяются в единую команду.

"Дискретность"

Все мероприятия ограничены определенным промежутком времени, в противном случае экономика страны пойдет еще быстрее на спад.

"Сознательность"

В сложной ситуации для страны требуется от всех субъектов экономики и граждан полная концентрация усилий и понимание того, что потребуется пойти даже на жертвы ради общего блага.

Общая характеристика

Мобилизация в экономике - это, прежде всего, высокая норма накопления. Фактически, большая часть ресурсов идет на инвестирование в производство. Другая часть усилий идет на защиту от внешних факторов. Это может быть внутренняя защита от торговых войн или от повышения цен на нефть.

Одной из характерных особенностей также является сильное вмешательство государства в экономику. Для концентрации усилий проводится долгосрочное и стратегическое прогнозирование и планирование.

При каких условиях реализуется программа?

Определение «мобилизация» - это, прежде всего, наличие у страны сырьевой и ресурсной базы, которая позволит сформировать высокопроизводительную производственную систему. Помимо этого, в государстве должен быть достаточно высокий уровень развития производственных мощностей и сил, то есть должна иметься возможность сделать экономический прорыв. В стране должны быть самые новейшие достижения научно-технического прогресса.

Также следует понимать, что ни одно государство не может являться конкурентом на мировом рынке, если внутри самой страны нет эффективной экономической модели.

Мобилизация японской экономики в эпоху Мэйдзи

Это самый яркий пример в истории, когда государству удалось под давлением ряда факторов построить эффективную экономику внутри государства.

Еще в XIX веке в Японии было практически средневековье, где лук считался самым эффективным оружием. И тут наступает еще и угроза американской оккупации. Через какое-то время власть Сегуната была свергнута и у руля становится новый император.

Этот человек за считанные годы смог полностью реконструировать страну. Были ликвидированы феодальные княжества, вместо них появились префектуры и центральная власть. Уже в 1871 году крестьяне были вправе самостоятельно выбирать, что они будут выращивать, а через год уже разрешается свободная торговля. В стране появляется единая денежная единица, а внутренние пошлины отменяются.

В данном случае можно говорить о том, что синонимом мобилизации выступает процесс формирования новой модели общества и экономических отношений. По сути, землю отдали в собственность именно тем лицам, которые ее фактически обрабатывали. Именно это и дало огромный толчок в развитии аграрного сектора. Другим стимулом для развития аграрной экономики стала отмена подушного налога, то есть у крестьян на руках больше оставалось денежных средств и, соответственно, они старались вырастить хороший урожай, зная, что у них тогда будет больше денег.

Самураям и князьям (дайме) выдали «компенсационную пенсию», что стало толчком для развития банковского сектора. Именно они являлись первыми вкладчиками в банковскую сферу. Большая часть самураев после получения выплат от государства стали заниматься средним и малым бизнесом, и они фактически сформировали средний класс государства. Они основывали банки, открывали промышленные предприятия и приобретали земли. Их также привлекали к государственному аппарату управления и строительству государственных учреждений и предприятий.

Революция Мэйдзи - это мобилизация в истории, которая позволяет брать за основу модели построения сильного государства. Ведь уже к началу прошлого века Япония становится индустриальным гигантом. А война с СССР позволяет говорить о том, что даже такая маленькая страна может не пострадать от военного конфликта и доминировать на море.

Актуальность вопроса для России

Никто не будет спорить, что в отношении Российской Федерации уже не первый год ведется экономическая война со стороны Западных стран. Кризис постепенно нарастает, поэтому перед правительством страны стоит вопрос выбора, по какому пути сейчас двигаться.

На сегодняшний день уже ясно, что это только первые этапы затяжной войны, то есть России необходимо искать внутренние ресурсы, чтобы преодолеть кризис, создать независимую финансовую систему и снизить градус недовольства со стороны граждан.

С чего можно начать?

Прежде всего, мобилизация в экономике - это государственное влияние на экономику страны. То есть правительство должно вернуться в экономику и принять непосредственное участие в решении антикризисных задач. Не стоит расценивать такой шаг как антирыночный, по-другому попросту преодолеть кризис такого масштаба невозможно.

Правительство должно принять ряд мер на уровне законодательства, чтобы защитить субъектов экономики от нарастающей анархии и коррупции. Тем более что из истории известно, что с этого начинали многие государства, те же Япония и Америка, СССР и Сингапур.

Наряду с материальной базой частных предприятий должна быть построена государственная база, которая создаст экономическую безопасность для всей страны и защитит население.

Возможные первоочередные меры

Одним из синонимов мобилизации ресурсов является модернизация государственной власти, то есть от правительства требуются следующие шаги:

  1. Возврат к обязательным государственным заказам на предприятиях. Необходимо, чтобы стратегические товары производились внутри страны и по заказу государства. Это автомобили, вычислительная техника, авиационные, морские, речные суда и так далее. Правительство должно придерживаться политики импортозамещения, что позволит защититься от внешних угроз и обеспечить рост экономики внутри страны.
  2. Привлечение трудовых ресурсов. В данном случае не идет речь о трудовой повинности, имеется в виду, что каждый человек в условиях кризиса не только должен иметь право на труд, но и обязанность. По некоторым данным, из 86 миллионов трудоспособного населения 38 миллионов вообще неизвестно чем занимаются, так продолжаться не может. Можно даже всех наделить земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства. Из истории известно, что именно такие хозяйства позволяли людям выжить в период войны или экономического спада. Также следует восстановить профессионально-техническое образование, воинскую обязанность. Необходимо бомжей и наркоманов привлечь к общественно значимым работам.
  3. Третий шаг, который необходимо предпринять - изменить финансовый менеджмент. Имеется в виду, что следует объявить запрет на вывод финансовых средств из государства. Если предприятие реализует сырье, полученное из недр земли, то они должны оплачивать не менее 50% экспортной выручки в пользу государства. Также необходимо свести к минимуму резервные и валютные фонды, то есть изъять из иностранных банков денежные средства и направить их на инвестирование в промышленность и кредитование действительно работающих предприятий на благо страны.

Понятное дело, что эти методы не являются исчерпывающими, но главное, чтобы правительство понимало, что Россия уже должна идти по пути мобилизации экономики, когда налицо международная изоляция без перспективы скорого завершения.

    Мобилизационная экономика это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Содержание 1 Варианты определения 2 История понятия … Википедия

    Мобилизационная экономика - см. Система централизованного планирования и управления экономикой …

    Магистраль Мажоритарный акционер (Majority shareholder) Мажоритарная доля собственности (majority interest) Мажоритарный контроль (majority control) … Экономико-математический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Трактат Сунь цзы, « … Википедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

    Дмитрий Анатольевич Медведев Президент Российской Федерации и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации (2008 2012). 2 марта 2008 года победил на Президентских выборах 2008 года с результатом 70,28 % голосов … Википедия

    Факультет управления и информационных технологий Санкт Петербургский государственный политехнический университет … Википедия

    Военно промышленные комитеты, (ВПК) организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время первой мировой войны. Содержание 1 Организация 2 Деятельность … Википедия

    Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о … Википедия

    Стратегия государства стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует… … Википедия

Книги

  • Мобилизационная экономика. Может ли Россия обойтись без Запада? , Максим Калашников. Максим Калашников один из самых востребованных публицистов современной России. Его произведения отличаются яркостью и глубиной, в них много фактического материала, который отсутствует в…

Мобилизационная экономика в сущности своей рассматривается как:

  • экономика, целью которой является сосредоточение и использование собственных ресурсов для эффективного противодействия внешней угрозе. Как правило, это ущемляет другие отрасли и приводит к нарушению сбалансированности развития страны в целом;
  • экономика, которая в полном объеме использует производственные ресурсы государства;
  • антикризисная экономика, проведение которой связано с возникновением чрезвычайных обстоятельств.

Основным признаком, который служит предпосылкой для введения в действие мобилизационной экономики, является существование угрозы распада целостности государства, а также раскола общественного мнения.

Для формирования режима такой экономики мобилизуются ресурсы государства для достижения этих целей.

Основными принципами мобилизационной экономики являются:

  1. Принцип главного звена . Предусматривает проведение политики ресурсной концентрации в тех ячейках экономической системы, которые напрямую влияют на проведение запланированных мероприятий. Накопление ресурсов происходит за счет менее значимых звеньев экономики.
  2. Принцип «любой ценой» . Означает приоритетное использование методов неэкономического воздействия на те субъекты экономической деятельности, которые оказывают влияние на скорость достижения целей.
  3. Принцип командности . Предполагает объединение всех субъектов экономики в единую команду для совместного принятия решений.
  4. Принцип дискретности . Состояние мобилизации не может длиться постоянно или долговременно, так как это неизбежно приведет к ослаблению уже достигнутых результатов. Поэтому она проводится в ограниченные сроки.
  5. Принцип сознательности . Все субъекты должны осознавать необходимость процесса мобилизации и возможных жертв, приносимых ради общего блага.

Характеристики мобилизационной экономики

Процесс мобилизации экономики характеризуется так:

  • Присутствует высокая норма накоплений, то есть происходит инвестирование в производство.
  • Формируется стратегия и тактика по осуществлению защиты от внешних факторов: изменения на мировом рынке (цены на , финансовые мировые кризисы), целенаправленный подрыв экономики страны (торговые войны).
  • Организовывается централизованное управление, увеличивается вмешательство государства в экономику.
  • Осуществляется долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование.

Условия, позволяющие реализовать мобилизационную экономику:

  1. 1. Страна должна иметь ресурсно-сырьевой потенциал, достаточный для формирования высокопроизводительной мобилизационной системы.
  2. 2. В государстве должен быть высокий уровень развития производительных сил, способных реализовать экономический прорыв.
  3. 3. Страна должна быть обеспечена новейшими достижениями НТП.
  4. 4. Ресурсная мобилизация должна направляться на формирование внутреннего рынка, так как государство не может считаться международным конкурентом при внутренней неэффективности экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

сейчас достаточно модное течение объяснять Советскую экономическую модель как мобилизационную. Что это такое?

Мобилизационной является экономика, ресурсы которой сосредото-чены и используются для противодействия тому, что угрожает существованию страны как целостной системе. Ведущую роль в такой экономике играет государство. Оно является един-ственным субъектом, способным в масштабах общества обе-спечить мобилизацию необходимых ресурсов на решение им же поставленных задач. Причем решение должно быть безот-лагательным, так что мобилизационная экономика действи-тельно предстает как экономика чрезвычайных обстоятельств. В СССР мобилизационная экономика стала формироваться в конце 1920-х гг. в ответ на угрозу нападения извне.
Отличают следующие признаки:
1. Наличие угрозы существованию общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства.
2. Постановка руководителями государства цели, заключа-ющейся в устранении этой угрозы или противодействии ей.
3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели.
4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходи-мых для выполнения плана или программы.

Мобилизационности, как сознательно осуществляемой деятельности людей, присущ ряд характерных принципов:
– Принцип главного звена. Он предполагает концентрацию ресурсов в том звене экономической системы, от которой за-висит успех противодействия нависшей над системой угрозе, в том числе за счет их изъятия из других менее важных, с точки зрения достижения поставленной цели, звеньев экономики.
– Принцип целевой направленности политики. В данном случае речь идет о масштабной цели, связанной с противодействием угрозам существованию общественной системы. Без такой политики система обречена на деградацию и гибель.
– Принцип достижения цели любой ценой и преимущественное использование в этой связи неэкономических методов воздействия на тех, от кого зависит достижение цели.
– Принцип командности. Он предполагает то, что все субъекты экономики представляют собой единую команду, совместно решающую общую задачу.
– Принцип сильной власти. Мобилизационная политика требует безусловного исполнения принимаемых властью решений, направленных на достижение поставленных целей. Это требует выдвижения на вершину власти лидера с хариз-мой вождя.
– Принцип идеократизма. Мобилизационная политика пред-полагает выдвижение национальной идеи, способной вдохновить людей на максимальную отдачу трудовых усилий
– Принцип сознательности. Необходимость мобилизацион-ности и связанных с ней жертв ради противодействия навис-шей над системой угрозе должна осознаваться вовлеченными в нее субъектами.
– Принцип дискретности. Мобилизационность не может быть постоянно существующим явлением. Если достижение поставленной цели затянулось во времени, то неизбежно ослабление мобилизационности, в силу возникновения у вовлеченных в нее людей определенной усталости
(из книги В.В. Седова "мобилизационная экономика: Советская модель")

достаточно ли раскрыта существующая тогда действительность в данной концепции? имеет ли она будущее?