Отчислениями во внебюджетные фонды и. Iii

Страховые взносы должны платить все предприниматели. Средства перечисляются во внебюджетные фонды и касаются каждого сотрудника. Об особенностях их оплаты, размерах, сроках и возможных ошибках идет речь ниже.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования: (нажмите для раскрытия)

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.

Особенности контроля за СТВ

Длительное время вопросы исчисления и уплаты СТВ регулировались законом, принятым в 2009 г. С 2017 г. их администрирование поручено налоговикам, и вопросы относительно уплаты освещены в НК (Гл. 34). В настоящее время плательщикам СТВ следует руководствоваться положениями этой главы. Те основные принципы, которые касаются налогов, получили распространение и на СТВ.

С первого квартала 2017 г. расчеты по СТВ отправляются не в ПФР, а налоговикам. Они становятся частью НК.

Под контролем ФСС остаются только СТВ касательно травматизма. Фонд по-прежнему принимает надлежащую отчетность.

Тарифы страховых взносов в 2017-2020 г.

Установленные тарифы бывают общими и пониженными.

Для большинства налогоплательщиков действуют такие размеры отчислений: (нажмите для раскрытия)

Ныне действующие тарифы остаются без изменений на протяжении трех лет.

Для определения размеров взносов в ПФР и ФСС установлена предельная базовая величина. Она составляет соответственно 711,0 тыс. руб. и 670 тыс. руб. Свыше установленного лимита средства в ПФР перечисляются по ставке пониженной – 10%, а в остальные фонды не направляются совсем.

Что касается тарифа на ОМС, то его размер не находится в зависимости от объема выплат зарплатных. В 2017 г. все доходы без каких-либо ограничений облагаются ставкой в 5,1%.

Конкретный тариф СТВ в ФСС зависит от того, к какому классу профриска относится деятельность работодателя. Предприятие перечисляет от 0,2% до 8,5%, страхуясь от несчастных случаев.

Важно! Предельный размер, служащий базой для СТВ, должен индексироваться ежегодно. Основой является рост заработка в среднем по стране.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0 0 0
ИП на ПСО 20,0 0 0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Сроки и последовательность уплаты СТВ во внебюджетные фонды

Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

Важно не забывать, что:

  • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
  • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

Последовательность уплаты СТВ: (нажмите для раскрытия)

  1. Суммы фиксируются в процессе начисления зарплаты.
  2. Страхователь уплачивает их в течение предусмотренного отрезка времени – заполняет платежки с соответствующими реквизитами и суммами, проводит их через банк.
  3. Плательщик составляет соответствующие проводки и ведет учет начислений и уплаты СТВ.
  4. Формируются ежеквартально соответствующие отчеты и направляются в ИФНС и ФСС.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

  • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
  • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

Пеня составляет:

180 000 · 9,25% * · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

* ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

Дт 99 КТ 69 1 665,0 пеня начислена

Дт 69 Кт 51 1 665,0 пеня перечислена в бюджет

Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

Особенности уплаты взносов ИП

Для ИП тариф СТВ в ПФР составляет 26%, в ФОМС – 5,1%. Расчет производится исходя минимального заработка. Его размер с 01 июля 2017 г. – 7800 руб. Предыдущая величина – 7500. Именно она используется в определении суммы СТВ фиксированной, поскольку в НК предусмотрен расчет за МРОТ на начало календарного года.

Когда годовые поступления ИП не больше 300 тыс. руб., размер СТВ в ПФ составит:

7500 · 12 мес. · 0,26 = 23 400,00

При превышении поступлений 300 тыс. руб., ему потребуется дополнительно к сумме, рассчитанной выше, добавить еще 1% от поступлений, переваливших за указанную величину.

Максимальный годовой размер СТВ в ПФ для ИП – 187,2 тыс. руб. (восьмикратная величина МРОТ).

На СТВ в ФОМС доход не влияет. За год они составляют:

7500 · 5,1% · 12 мес. = 4 590,00 руб.

Взносы в ФСС индивидуальный предприниматель уплачивает добровольно. Когда ИП примет решение об их внесении, то размер составит:

7500 · 2,9% · 12 мес. = 2 610,00 руб.

Важно! Основой расчета СТВ является МРОТ на начало календарного года.

Распространенные ошибки в уплате СТВ

На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.

Среди других распространенных ошибок выделяются такие: (нажмите для раскрытия)

  1. Несоответствие паспортных данных сотрудника и его ФИО, СНИЛС. Подобные искажения определяются автоматически, и расчет не принимается. Налогоплательщик получает информацию о наличии ошибки. Ему следует сделать исправления и сдать уточненный расчет. В данном случае штраф отсутствует.
  2. Несовпадения между общей суммой СТВ и их размерами по отдельным сотрудникам. Уточненный расчет сдается и в этом случае.
  3. Расчет СТВ для иностранного специалиста компании, временно проживающего в стране, работающего по договору, проделан по неправильному тарифу. Бухгалтер не учел, что сотрудник – специалист высокой квалификации. Для подобных работников-иностранцев следует проводить начисление взносов только по травматизму. Иные СТВ отсутствуют. Бухгалтеру понадобится провести перерасчет и отправить дополнительный отчет.

Проводки для перечисления сумм СТВ и формула расчета

Счета бухучета СТВ остаются неизменными. Только не помешает учесть возможность доначислений взносов за периоды, уже прошедшие. Разумно ввести дополнительные субсчета к сч. 69.

Основные бух. записи по СТВ такие:

Чтобы определить расчетную базу СТВ, используется формула:

СТВ рассчитывается так:

СТВ = Расч. база · тариф

Пример 2. Маркетологу ООО «Вектор» Литвиновой Р. Л. в апреле начислена зарплата 32 250 руб. Десять дней она проболела. Сумма пособия – 10 750 (за счет работодателя 3225, и ФСС – 7525). Проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб. Операция
44 70 32 250 Начисление заработка за апрель
44 69.1 935,25 Начисление СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству
44 69. 2 7 095,0 СТВ по пенсионному страхов.
44 69,3 1 644,75 Взносы по мед. страхованию
44 69.11 258,00 Взносы по страхованию от несч. случаев
44 70 3225,0 Больничное пособие за счет работодателя начислено
69.1 70 7525,0 Пособие за счет ФСС начислено
69.2 51 7 095,0 Взносы в ПФ уплачены
69.3 51 1 644,75 Уплата СТВ по медстраховке
69.11 51 258,00 Уплата в ФСС взносов по травматизму
51 69.1 6589,75 * Возмещение от ФСС получено

*ФСС при возмещении учитывает сумму СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству.

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

С 1 января 2019 года обновлены тарифы и ставки страховых взносов, существенно пересмотрены порядок и условия применения льготных тарифов.

Плательщики страховых взносов
  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС),
  • на обязательное социальное страхование (ОСС),
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС)
Тарифы
страховых взносов на обязательное страхование
пенсионное (ОПС) социальное (ОСС) медицинское (ОМС)
Тарифы страховых взносов
Тарифы для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (кроме лиц, применяющих пониженные тарифы страховых взносов) 22 % * 2,9 (1,8 **) 5,1 30 %

* Указанный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента. Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов (п. 2 пп. 1 статьи 425 НК РФ)
** В скобках указаны тарифы на обязательное социальное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году
порядок применения изменился

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемую деятельность с доходом не менее 70% в общем объеме (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ)

20 % 0 % 0 % 20 %
Аптеки и ИП на ЕНВД по выплатам работникам, занятым в фармацевтике (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %

Предприниматели на патентной системе налогообложения (ПСН) по выплатам работникам, занятым в деятельности на патенте, за исключением отдельных видов деятельности, по которым льгота не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

20 % 0 % 0 % 20 %
Некоммерческие организации (НКО) на УСН. Кроме государственных и муниципальных учреждений, сфера деятельность которых связана с соцобслуживанием граждан в области здравоохранения, образования, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %
IT-организации (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ). 8 % 2 % 4 % 14 %
Хозяйствующие партнерства и общества, в сфере внедрения результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ) 8 % 2 % 4 % 14 %
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления ОЭЗ по внедрению технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ) 8 % 2 % 4 % 14 %
Плательщики взносов, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (с исключением) (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ) 0 % 0 % 0 % 0 %
организации - участники "Сколково" (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ) 14 % 0 % 0 % 14 %
Страхователи - участники СЭЗ на территории Крыма и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %
Страхователи - резиденты территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %
Страхователи - резиденты свободного порта "Владивосток" (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами указаны в cтатье 422 НК РФ

Особенности и условия применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями плательщиков определены статьёй 427 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в 2019 году

  1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
  2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду ОСС в соответствии с законодательством России.
  3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
  4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
  5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.
  6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса , отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Предельная база для начисления страховых взносов в 2019 г.

До определенного момента работает правило: чем выше зарплата работников, тем больше сумма взносов , а, следовательно, и налоговая нагрузка на работодателя.

В целях снижения расходов хозяйствующих субъектов на обязательное страхование, при условии превышения установленного лимита, НК РФ предусматривает снижение тарифов (регресс). Это стимулирует работодателей не скрывать реальный уровень зарплаты своих работников.

Установленная предельная величина базы для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации:

  • на социальное страхование (ОСС), на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством база индексируется исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.
  • на пенсионное страхование (ОПС) величина базы устанавливается с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.18 N 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019г.»

В соответствии с пунктом 6 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:

1. Установить, что для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2019 г. в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.;
  • на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации на 2019 год в размере 2,1 , составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

2019 год: Предельная база, виды страхования, тирифы

2018 год: Предельная база, виды страхования, тирифы

Расчет взносов при превышении предельной базы в 2019 году


При превышении совокупного уровня заработной платы работника (предельной величины базы), установленного на текущий год (нарастающим итогом с начала года) действующие ставки страховых взносов 22 % - в ПФР и 2,9% - в ФСС уменьшаются и составляют 10% и 0% соответственно (применительно к суммам свыше вышеуказаннлого уровня).

Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Для отдельных категорий плательщиков, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на определенных видах работ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.


* Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 428 НК РФ, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

Фиксированный размер страховых взносов в 2019 году (за себя) для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам

С 1 января 2019 года действует новый порядок уплаты фиксированных платежей ИП (за себя). При этом, формат оплаты предпринимателем страховых взносов зависит от того, является ли Предприниматель работодателем. Если ИП не использует труд наёмных работников, то для него применяется фиксированная величина страховых взносов.

В соответствии с законодательством на 2019 г., ИП уплачивает:

  • В ПФР - 26 545 руб. + 1% с доходов ИП свыше 300 000 руб. (совокупный платеж ограничен лимитом 212 360 руб.)
  • В ФОМС - 5 840 руб.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, а также порядок расчёта суммы взносов, установлен cтатьёй 430 НК РФ. Тарифы для предпринимателей на 2019 - прежние (26 и 5,1%). Порядок расчета дополнительного взноса (1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб.) .

Суммы взносов ИП и сроки их уплаты в 2019 году

Порядок уплаты страховых взносов в фиксированном размере в 2019 году (для ИП, "за себя")

Взносы ИП, работающего без привлеченного персонала, определяются в соответствии с требованиями ст. 420 НК РФ. При этом - не применяются пониженные тарифы (льготу имеют только лица, выплачивающие вознаграждения другим физлицам).

Таким образом, страховые взносы уплачивают как ИП имеющие наёмных работников, не так и неимеющие таковых. При этом размер взносов за себя не зависит от наличия работников. ИП - пенсионеры также платят фиксированные взносы.

Если предприниматель принял решение прекратить деятельность и сняться с учета в налоговом органе, то оплатить взносы он обязан в течение 15 дней с даты снятия с учета. При этом сумма взносов будет скорректирована пропорционально отработанному времени в календарном году.

Срок уплаты фиксированных взносов ИП

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ фиксированная сумма взносов должна быть уплачена до истечения календарного года. То есть, не позднее 31 декабря 2019 года.

Сумма страховых взносов для ИП в 2019 году при превышении дохода

Если за календарный год доходы предпринимателя окажутся больше 300 тыс. руб., то сверх взносов от МРОТ он должен заплатить взносы на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превысившего 300 000. При этом ограничена максимальная величина таких взносов. Она не может превысить значение: 8 x 26 545 руб. = 212 360 руб.

Срок уплаты 1% с доходов ИП в ПФР

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ такие взносы уплачиваются до 1 июля года, следующего за отчетным. То есть взносы за 2019 год нужно заплатить не позднее 1 июля.

Получатель платежей - налоговый орган, в котором ИП стоит на учете.

КБК в платежном документе следует указывать:

  • 18210202140061110160 – для взносов на ОПС;
  • 18210202103081013160 – для взносов на ОМС.

Расчет по страховым взносам форма документа и сроки представления

В 2018 году ФНС России планирует обновить форму расчета по страховым взносам

Сроки представления Расчета по страховым взносам

Плательщики, представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган:

не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом , в налоговый орган по месту нахождения организации (и её обособленных подразделений), а также по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Ежеквартально:

  • 30 апреля - за I квартал,
  • 30 июля - за первое полугодие,
  • 30 октября - за 9 месяцев,
  • 30 января * - за отчётный год.
    * года, следующего за отчетным.

Отчетность по взносам представляемая в ИФНС России в 2019 г.

Сроки представления отчетности в ПФР и ФСС и формы отчётных документов в 2019 году

C 2017 года ФНС России переданы полномочия по администрированию страховых взносов. При этом:

  • ПФР - уполномечен вести персонифицированный учет застрахованных лиц.
  • ФСС - осуществляет выплату пособий и администрирует, отчетность по травматизму.

Отчетность в Пенсионный фонд в 2019 г.

Страхователи обязаны представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц за 2018 год не позднее 1 марта 2019 года.

Отчетность в Фонд социального страхования

В ФСС представляются сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форму и формат готовит ФСС).

Отчетность в Фонд обязательного медицинского страхования

Отчитываются отдельные категории страхователей (по специальным формам).

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование (ОСС) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год.

На 2019 и 2021 годы, сохранены 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, а также льгота по их уплате.

Страховые тарифы на OCC от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Размеры страховых тарифов на OCC от несчастных случаев и профзаболеваний на 2019 год

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со статьей 20 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ).

КБК для взносов на социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в 2019 году

КБК Наименование
393 1 02 02050 07 1000 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)
393 1 02 02050 07 2100 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пени по соответствующему платежу)
393 1 02 02050 07 2200 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (проценты по соответствующему платежу)
393 1 02 02050 07 3000 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)
393 1 02 02050 07 4000 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ стве и профессиональных заболеваний (прочие поступления)
393 1 02 02050 07 5000 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (уплата процентов, начисленных на суммы изли шне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Ежегодное подтверждение основного вида экономической деятельности страхователей необходимо ФСС для определения класса риска, зависящего от деятельности страхователя, в целях установления страхового тарифа на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Ежегодное подтверждение основного вида экономической деятельности страхователей – юридических лиц, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, необходимо для определения Фондом социального страхования Российской Федерации класса профессионального риска вида экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности страхователя (подразделения страхователя), и соответствующего этому классу размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 года № 55 (в редакции приказов Минздравсоцразвития России от 01.08.2008 № 376н, от 22.06, 25.10.2011 № 606н).

Следует обратить внимание, что основной вид экономической деятельности страхователя – физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должен соответствовать основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется.

В 2019 году для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователи - юридические лица представляют в срок не позднее 15 апреля 2019 года в региональное отделение следующие документы:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности,
  • справка-подтверждение основного вида экономической деятельности,
  • копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2017 год.

В указанных документах коды и их расшифровка по видам экономической деятельности должны соответствовать новому ОКВЭД 2, сведения о новых кодах юридическое лицо получает в Федеральной налоговой службе.

Документы региональным отделением Фонда принимаются в форме электронного документа с использованием единого Портала государственных и муниципальных услуг

Регистрация юридических лиц на Портале государственных и муниципальных услуг осуществляется бесплатно.

Индексация пособий на 2018 год для граждан, имеющих детей

С 1 февраля 2018 года коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям льготников установлен в размере 1,025 .

Коэффициент применяется в отношении государственных пособий гражданам, имеющим детей.

На 2,5% вырос размер следующих пособий:

  • до 628,47 руб. - при постановке на учет в ранние сроки беременности,
  • до 16 759,09 руб. - при рождении ребенка.

Проиндексирован и миминимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

  • 3 142,33 руб. - на первого ребенка (новый минимум для тех, кому предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1 января 2018 г.),
  • 6 284,65 руб. - на второго ребенка (для всех).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году".

В нашем государстве финансовые ресурсы, которые привлекаются специально для общественных нужд, перераспределяются внебюджетными фондами. Такие организации являются одной из составляющих общественной финансовой системы и пополняются за счет налогов, сборов, займов и бюджетных средств. Каковы же размеры отчислений в эти фонды в текущем году?

Функциональные особенности внебюджетных фондов

Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.

Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.

К функциям государственных внебюджетных фондов относят:

  • влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
  • обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
  • оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
  • предоставление денежных займов для иностранных государств.

Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.

Государственные внебюджетные фонды и их группы

Все внебюджетные фонды можно разделить на несколько групп, имеющие определенное назначение:

  1. Целевое:
    • экономические (для урегулирования процессов, связанных с хозяйственными государственными службами, предоставления субсидий и кредитов частным, а также государственным компаниям);
    • социальные (для оказания помощи различным социальным слоям населения нашей страны);
    • научно-исследовательские (помогают в финансировании всяческих исследований в области науки);
    • кредитные (для формирования ресурсов, которые государство использует в качестве возврата задолженностей и уплаты процентов).
  2. Управленческое:
    • общегосударственные;
    • региональные.

Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды. Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности. Рассмотрим каждый более подробно.

  1. ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:
    • страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);
    • отчислениям из Госфонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);
    • взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий.
  2. ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:
    • страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);
    • доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);
    • ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);
    • сумм штрафов и т. д.

При этом их денежных средств фонда оплачиваются:

  • пособия, официально назначенные при временной нетрудоспособности (больничные, декретные);
  • дополнительные выходные дни, используемые для ухода за ребенком-инвалидом;
  • средства на оплату санаторно-курортного лечения, путевок в детские лагеря с целью оздоровления;
  • содержание детских спортивных школ (аренда помещений, заработная плата тренерам и подобное);
  • расходы на проведение разъяснительной работы среди местного населения.

Это специализированная структурированная организация, представляющая собой часть государственной системы, созданной специально для защиты граждан нашего государства. Федеральное законодательство предусматривает все нюансы, связанные с деятельностью этого внебюджетного фонда, и дает определенные гарантии в выплате всех предусмотренных пособий.

  1. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную. Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:
    • налоговые отчисления;
    • средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);
    • различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.

Все денежные средства, накапливаемые здесь, предназначаются для:

  • неработающего населения, в том числе и детей;
  • реализации запланированных обязательных страховых мероприятий;
  • обеспечения медикаментами определенных категорий российских граждан.

Этот фонд следит за рациональным и эффективным использованием денежных вложений россиян в систему обязательного медицинского страхования.

Эти внебюджетные фонды специалисты относят к федеральной собственности, потому что они выполняют ряд задач, касающихся социальной защиты населения, его благосостояния, сохранения здоровья и оказания ряда определенных услуг. Они имеют свою отчетность, которую представляют в обязательном порядке на рассмотрение и утверждение правительством нашей страны. При этом все денежные операции контролируются специально назначенным органом – Федеральным казначейством.

Отчисления и ставки в 2019 году во внебюджетные фонды

Производить все плановые отчисления во внебюджетные государственные фонды должен только работодатель, а не сам работник. Процедура такого отчисления заключается в следующем: бухгалтер организации (компании, фирмы, предприятия) при проведении расчета зарплаты отдельно взятого рабочего, пользуясь официально утвержденными тарифными ставками, высчитывает необходимую сумму и перечисляет деньги в каждый из них.

В текущем 2019 году действуют такие тарифные ставки для работающих граждан нашего государства:

  1. Для ПФР – 22% (при зарплате больше 800 тысяч рублей – 10%), выплачивается в виде одного платежа, который не разбивается на какие-либо структурные части (как было раньше – страховую и накопительную). Предусмотрен срок оплаты – до 15 числа каждого месяца.
  2. Для соцстраха – 2,9% (при заработной плате до 723 тысяч рублей свыше этой суммы отчисления в этот фонд не производятся), также является одной из ежемесячных выплат, со сроком до 15 числа каждого месяца.
  3. Для медицинского страхования – 5,1% (здесь федеральное законодательство ограничений не предусматривает), хотя некоторые работодатели могут воспользоваться пониженными тарифами, которые устанавливает Федеральный закон в определенных случаях.

Пониженные тарифные ставки во внебюджетные фонды

Некоторые российские ИП, пользующиеся УСН (упрощенной системой налогообложения), могут совершать обязательные выплаты во внебюджетные фонды по страховым пониженным тарифным ставкам. В эту категорию попадают такие сферы производственной деятельности:

  • пищевая продукция;
  • швейные и текстильные товары;
  • изделия из дерева;
  • готовые металлические изделия, в том числе различные виды машин и оборудование к ним;
  • образовательные услуги;
  • обработка вторсырья;
  • строительство;
  • мебельное производство;
  • область здравоохранения и услуги, предоставляемые в этой сфере;
  • спортивная деятельность и т. д.

С полным списком налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифные ставки выплат во внебюджетные фонды, можно ознакомиться в 58-й статье Федерального закона или пройдя по ссылке http://rabotniks.ru/wp-content/uploads/2015/12/Пониженные-тарифы.jpg.

Эти тарифы предусматривают выплату обязательных отчислений только в Пенсионный внебюджетный фонд в виде 20% от начисленной заработной платы. А отчисления в остальные два фонда (соцстраха и медицинского страхования) не производятся вообще.

Отчисления делаются всеми работающими гражданами через финансовые органы предприятий, где они трудятся, из заработной платы. Отчислять средства обязаны и зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Размеры их отчислений не зависят от наличия или отсутствия прибыли. Даже если в течение года предпринимателем не велась трудовая деятельность, он все равно обязан произвести денежные отчисления во внебюджетные фонды. Таково действующее Российское законодательство, в котором эти платежи именуются страховыми взносами.

Вне бюджета – значит неприкосновенно

Деньги, собранные для государственных внебюджетных фондов – это федеральная собственность, но на них не распространяются принципы, используемые для распределения бюджетных средств. Они не могут быть потрачены ни на какие цели, так как обеспечивают общесоциальные программы, которые базируются на концепциях и положениях Конституции РФ. Она гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение , при наступлении болезни, утраты трудоспособности, в случае, если семья теряет кормильца, в ситуациях, когда требуется охрана здоровья и медицинская помощь или гражданин должен быть защищен от безработицы. Поэтому страховые взносы – это особо обязательные платежи. Они не могут быть изъяты из внебюджетных фондов даже если требуется погасить бюджетный дефицит.

Страховые взносы уплачиваются по отдельным платежным поручениям для каждого фонда. Причем, в этом году страховые взносы в Пенсионный фонд делаются с помощью одного общего платежного поручения без разбивки на накопительную и страховую части. Ежемесячные обязательные взносы компаниями и предприятиями уплачиваются в строго определенные сроки. Платеж производится и перечисляется до 15-го числа месяца, который следует за месяцем начисления взносов. Категория отчетного периода определяется одним кварталом, первым полугодием, 9-ю месяцами и годом.

Просрочил – плати штраф

За нарушения правил порядка отчисления и уплаты во внебюджетные фонды предусмотрены различные меры ответственности. Если страховые взносы уплачиваются при более поздних сроках, начисляются пени. За каждый день они составляют одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка на означенный период. Причем пени могут взыскать принудительно, сняв их с банковских счетов неплательщика или за счет его имущества.

К злостным физическим или юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты во внебюджетные фонды, может быть применена и более суровая мера – штраф. Его накладывают в случае неполной уплаты сумм страховых взносов, либо намеренного искажения отчетности. Это 20 процентов от суммы недоимки, в более серьезных случаях штраф может достигнуть 40 процентов от не заплаченной суммы. Сумма штрафа зависит от числа календарных дней, за которые совершена просрочка.