Прежде чем заблокировать счет, налоговики должны напомнить налогоплательщику о его обязанности наладить электронный документооборот с инспекцией. Анализ организации документооборота в инспекции фнс Анализ документооборот внутренних документов в налоговой

Если налогоплательщик, который обязан представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по ТКС, в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит возможность приема от ИФНС электронных документов, то налоговики вправе «заморозить» его банковский счет. Но прежде чем заблокировать счет, инспекторы должны проинформировать налогоплательщика о своих намерениях не позднее чем за пять дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам. Об этом сообщила ФНС России в письме .

Как известно, налогоплательщики, которые обязаны представлять отчетность в ИФНС через интернет, должны обеспечить получение от налоговой инспекции документов (например, требований, уведомлений) в электронном виде через оператора электронного документооборота (оператора ЭДО). Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности. Такой срок установлен новой редакцией статьи 23 НК РФ, которая вступила в силу с 1 июля 2016 года (поправка внесена Федеральным законом ).

Напомним, что сдавать налоговую отчетность через интернет обязаны крупнейшие налогоплательщики, а также организации и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 НК РФ).

Вместе с тем, не позднее, чем за пять дней до вынесения решения о блокировке счета, инспекторы сообщат об этом налогоплательщику. Такое поручение дала Федеральная налоговая служба своим подчиненным в комментируемом письме. Здесь же приведена форма информационного письма, которое контролеры должны направить в адрес организации или предпринимателя.

В настоящее время число пользователей системы превышает 30 тысяч, а после завершения проекта в системе будет работать более 120 тысяч человек.

Федеральная налоговая служба России - крупнейшее ведомство в структуре государственных органов нашей страны. Ежегодно в ФНС поступают и обрабатываются более 200 тысяч документов от граждан, юридических лиц и государственных структур. В связи с этим одной из главнейших задач ФНС является создание системы управления документами. В качестве основы ведомственной системы электронного документооборота (СЭД) ФНС был выбран программный комплекс «БОСС-Референт», собственная разработка «АйТи» на платформе Lotus Domino/Notes. Совместный проект «АйТи» и Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС России (ГНИВЦ) по созданию СЭД стартовал в 1999 году и выполняется в три этапа.

В течение 1999 года был реализован пилотный проект внедрения системы в одном из подразделений центрального аппарата (ЦА) ведомства. После окончания полномасштабного развертывания СЭД в центральном аппарате в 2001 году в системе работали свыше 1 тыс. сотрудников. Тогда же по результатам опытной эксплуатации было принято решение о тиражировании СЭД в региональных структурах налоговой службы.

В ходе второго этапа, с 2002-го по 2004 годы, проектная команда выполнила внедрение СЭД в 82 Управлениях Федеральной налоговой службы (УФНС) по субъектам РФ. Кроме того, в 2003 году было осуществлено опытное внедрение системы электронного документооборота в 7 Межрегиональных инспекциях по федеральным округам и 7 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

В 2005 году стартовал завершающий этап создания единой ведомственной СЭД, в рамках которого в систему будут включены около 1500 районных, межрайонных и городских инспекций ФНС.

В течение 2005 года специалисты «АйТи» совместно с сотрудниками ГНИВЦ ФНС внедрили систему электронного документооборота в инспекциях Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга - всего 116 объектов. На сегодняшний день СЭД, охватывающая инспекции Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, запущена в промышленную эксплуатацию.

Основной особенностью ФНС является трехуровневая система канцелярий. Собственную канцелярию имеет не только руководитель ведомства, но и его заместители, а также руководители департаментов. В связи с этим на уровнях ЦА и управлений действует многоканцелярская структура, что позволяет обеспечить работу с документами различных групп только тем пользователям, которые наделены соответствующими правами доступа. Сотрудники районных инспекций работают с базами данных «Канцелярия-ИФНС», созданными специально для каждой инспекции. СЭД автоматически формируются еженедельные реестры о доставленных и зарегистрированных в управлениях налоговой службы документах, которые передаются в ЦА. Аналогичные реестры поступают из районных инспекций в соответствующее управление.

Также такие базы данных, как «Для служебного пользования» (для документов с высокой степенью конфиденциальности) и «Заявления граждан» (для обращений налогоплательщиков), разделены для ЦА, управлений и инспекций.

В СЭД ФНС реализована возможность архивирования документов БД «Канцелярия». Архивы региональных управлений, инспекций и ЦА автономны. Специально для сотрудников налоговой службы была разработана система дистанционного обучения, которая учитывает все особенности СЭД ФНС и является ее модулем.

«В настоящее время 70% документооборота ФНС ведется в электронном виде. В результате внедрения СЭД сократилось время обработки документации. Стало возможным быстро осуществлять передачу информации между структурными подразделениями Федеральной налоговой службы, а следовательно, принимать решения и согласовывать документы. На мой взгляд, велика заслуга СЭД ФНС и в повышении уровня исполнительской дисциплины: движение документов абсолютно прозрачно, что облегчает контроль за исполнением назначенных в системе поручений и соблюдением установленных сроков. Включение в ведомственную СЭД инспекций - один из ключевых моментов проекта, так как именно на уровне инспекций происходит основная работа с налогоплательщиками. С расширением системы и включением в нее новых инспекций синергетический эффект от использования СЭД будет только расти», - отметил Ломинашвили Георгий , начальник отдела сопровождения и внедрения ПО электронного документооборота ГНИВЦ ФНС России.

С 25 августа 2015 года введен в действие Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий (далее — Порядок), утвержденный - приказ действующий и в 2018 году. Главное изменение - перечень документов, которые налоговая служба может отправлять по каналам коммуникационной связи, существенно увеличен. Что может организация получить от ФНС через интернет и как реагировать на документы? Эти и другие вопросы подробно разберем в данной статье.

Перейти на электронный документооборот с налоговой инспекцией по собственной инициативе может любая компания или индивидуальный предприниматель - ФНС это лишь поощряет. Однако согласно действующему законодательству, определенным группам налогоплательщиков сдача отчетности через интернет вменена в обязанность. В частности, а также компании либо ИП с количеством работников более 50 человек.

Обмен документами с ФНС реализуется через одну из компаний-операторов электронного документооборота (ЭДО), список которых можно найти на сайте налоговой службы. Каждый документ перед отправкой должен быть подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП) - это касается как налогоплательщиков, так и налоговиков.

Документ налоговой службы сначала оформляется на бумажном носителе в установленном порядке. На позднее следующего рабочего дня он переводится в электронный формат и отправляется налогоплательщику. Дата отправки документа подтверждается оператором ЭДО.

Подтверждение получения электронного документа

На основании пункта 5.1 статьи 23 Налогового кодекса, субъекты, которые должны отчитываться в электронном виде, также обязаны обеспечить прием документов от налоговой инспекции. О том, что документ получен, в ФНС необходимо сообщить в течение 6 дней начиная с того, когда он был отправлен налоговиками. Для этого в ответ на полученный документ нужно выслать электронную квитанцию о его приеме либо уведомление об отказе в приеме.

К выполнению этого правила нужно отнестись со всей тщательностью, особенно если получено уведомление о вызове в налоговый орган, а также требование о представлении документов или пояснений. Если пренебречь ответной квитанцией либо отправить ее позже срока, то через 10 дней после его окончания банковский счет налогоплательщика может быть заблокирован по требованию ФНС. Эти полномочия налоговой службы установлены нормой подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ.

Стоит пояснить, что санкции распространяются лишь на тех налогоплательщиков, которые обязаны обмениваться документами с ФНС посредством интернет. К тем, кто решил сдавать отчетность в электронном виде добровольно, подобные санкции не применяются. В этом случае, если налоговая инспекция не получить в установленный срок квитанцию о приеме документа, он будет направлен налогоплательщику почтой.

Отказ в приеме документов со стороны налогоплательщика может возникать по следующим причинам:

  • если документ не соответствует утвержденному формату;
  • если на нем отсутствует КЭП налогового органа либо она не соответствует действительной;
  • если документ направлен ошибочно.

В этих случаях в ФНС отправляется уведомление об отказе в приеме документа. Если отказ обусловлен первой или второй причинами, специалисты ФНС вносят в документ необходимые правки и направляют его повторно.

Важный момент - дата получения документа

Дата получения документа имеет важное юридическое значение, ведь именно от нее отсчитывается срок, отведенный налогоплательщику на выполнение определенных действий. Так, ответить на требование о предоставлении пояснений, которое налоговая инспекция может направить в рамках камеральной проверки, необходимо в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Такой датой согласно пункту 11 Порядка считается дата, указанная в квитанции о приеме документа .

Например, компания получила требование о предоставлении пояснений, которое необходимо удовлетворить в течение 5 рабочих дней. В квитанции о приеме документа указана дата - 21 октября 2015 года. Следовательно, ответ на это требование необходимо направить в период с 22 по 28 октября 2015 года (период удлиняется за счет попадания в него нерабочих дней).

Поступление новых документов

Поскольку реагировать на сообщения ФНС нужно в весьма ограниченные сроки, очевидно, что бухгалтеру необходимо постоянно отслеживать новые документы. Более того, ежедневной проверки системы обмена данными с ФНС на предмет поступления новых документов требует пункт 6 Порядка.

Однако для этого необязательно каждый день входить в систему информационного обмена данными. Некоторые системы ЭДО дают возможность отслеживать новые сообщения ФНС иными методами. Например, в системе «Контур.Экстерн», разработанной СКБ Контур, можно подключить оповещение через СМС или электронную почту. В случае поступления нового документа из налоговой инспекции бухгалтер получит электронное письмо или СМС-уведомление.

Перечень документов, которые ФНС может направлять через интернет

Новый Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, предусматривает 48 наименований, которые разрешено направлять через информационную систему. С их полным перечнем можно ознакомиться ниже.

Название
1 Требование о представлении пояснений
2 Уведомление о контролируемых иностранных компаниях
3 Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)
4 Налоговое уведомление
5 Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
6 Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
7 Решение о проведении выездной налоговой проверки
8 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки
9 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки
10 Справка о проведенной выездной налоговой проверке
11 Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
12 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
13 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
14 Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица
15 Постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов
16 Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (информации)
17 Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов
18 Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов
19 Постановление о назначении экспертизы
20 Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав
21 Акт налоговой проверки
22 Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
23 Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения
24 Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста
25 Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки;
26 Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
27 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
28 Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
29 Решение о принятии обеспечительных мер
30 Решение об отмене обеспечительных мер
31 Решение о замене обеспечительных мер
32
33 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
34 Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
35 Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
36 Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
37 Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
38 Решение о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость
39 Решение об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость
40 Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
41 Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
42 Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
43 Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
44 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
45 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
46 Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
47 Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
48 Мотивированное заключение

Особые случаи: документы, не входящие в перечень

В приведенном выше списке отсутствуют два документа, которые также могут направляться налогоплательщику в электронном виде. Речь идет о требовании о представлении документов и требовании об уплате налогов . Дело в том, что для этих документов разработаны собственные регламенты, которые утверждены соответственно приказами ФНС № ММВ-7-2/168@ от 17.02.11 и № ММВ-7-8/700@ от 09.12.10.

Для обработки указанных требований получателю дается значительно меньше времени - квитанцию о приеме документов необходимо отправить не позднее следующего рабочего дня после его получения. Дата, указанная в квитанции о приеме документа, считается днем его получения - от нее отсчитывается срок, отведенный на исполнение требования.

Таким образом, с учетом двух типов требований, не вошедших в приведенный выше перечень, налоговая служба может теперь направлять налогоплательщику 50 разных документов .

Введение

Глава I. Налоговые органы Российской Федерации

1.1 Понятие и правовой статус Федеральной налоговой службы

1.2 Принципы деятельности Федеральной налоговой службы

1.3 Структура Федеральной налоговой службы

Глава II. Документооборот в системе документационного обеспечения управления налоговых органов

2.1 Историко-теоретические аспекты развития системы делопроизводства налоговых органов

2.2 Нормативно-правовое и методическое регулирование документооборота в налоговых органах

2.3 Системы документации и номенклатура дел налоговых органов

Глава III. Анализ организации документооборота в Инспекции ФНС № 30 России по республике Башкортостан

3.1 Организация документооборота в ИФНС № 30

3.2 Документооборот входящей корреспонденции

3.3 Документооборот исходящей корреспонденции

3.4 Документооборот внутренних документов

3.5 Актуальные проблемы и разработка мероприятий по совершенствованию системы документооборота

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и других обязательных платежей. Поэтому немаловажное значение для полноценного выполнения данных функций налоговых органов играет документационно-информационное обеспечение.

Документационное обеспечение управления (ДОУ) представляет собой деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций. В тесной взаимосвязи с данным понятием находится понятие документооборота, от грамотной организации которого зависит эффективность, оперативность и качество работы с документами, что, несомненно, отражается на деятельности всей налоговой системы в целом.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Его основное правило – оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени.

Документооборот состоит из документопотоков - потоков документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (начальником, специалистами) и пунктами технической обработки документов: секретариатом, копировально-множительной службой и др.

Выделяют следующие потоки документов:

Поток входящей документации, состоящий из поступающих в налоговые органы документов;

Потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в налоговых органах и не предназначенных к выходу за ее пределы;

Поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации или гражданам.

К сожалению, вопросам организации документооборота и делопроизводства в налоговых органов исторически уделялось очень мало внимания, поэтому проблемы формирования и совершенствования документационного обеспечения управления налоговых органов Российской Федерации еще не нашли достаточно полного отражения в публикациях российских исследователей. В исторической и документоведческой литературе предшествующего периода можно найти освещение только отдельных вопросов истории становления и развития налоговой системы, ее аппарата, научной организации труда и документационного обеспечения управления.

В этом отношении заслуживает пристального внимания деятельность научных центров страны, таких, как Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, ряда специализированных документоведческих кафедр вузов России и, прежде всего, плодотворно работающих в области теории и практики документоведения и архивоведения, методики подготовки специалистов Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета; кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Государственного университета управления; а также организованных в системе Минфина Российской Федерации Всероссийской государственной налоговой академии; Государственного научно-исследовательского института налоговой системы (ГНИЙ РНС); Главного научно-исследовательского вычислительного центра МНС России (ГНИВЦ), осуществляющими в последнее время комплексные научно-исследовательские, проектные и внедренческие работы по совершенствованию управленческой деятельности и технологии информационных процессов в налоговой системе России.

Документооборот налоговых органов строиться на основе законодательно-правовых и нормативно-методических актов Российской Федерации, касающихся вопросов документирования и работы с документами, в частности, в федеральных органах исполнительной власти. Одними из основных документов, регулирующих организацию документооборота в налоговых органах, являются Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, зарегистрирована в Минюсте РФ 27.01. 2006 № 7418.

В настоящее время документооборот налоговых органов носит смешанных характер. Это означает, что в каждом налоговом органе имеется отдел, ответственный за делопроизводство, куда поступают и обрабатываются документы организации, что говорить о централизации документооборота. И в то же время документооборот осуществляется децентрализовано, т.е. часть документов поступает и обрабатывается в налоговом органе, минуя отдел ДОУ и попадая сразу в отделы, ответственные за данные документы. В качестве примера можно привести кадровую или финансовую документацию, которая поступает и обрабатывается непосредственно соответствующими отделами.

В настоящее время широко внедрена в практику деятельности налоговых органов система электронного документооборота (СЭД), позволяющая обеспечить сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений; повысить уровень исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля; обеспечить оперативность (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению; ускорить взаимодействие с подведомственными организациями, иными органами власти, подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах; обеспечить открытость и доступность информации о деятельности налоговых органов, а также предоставляемых ими услугах; снизить расходы на обеспечение взаимодействия между налоговыми органами и населением. Однако, несмотря на автоматизацию делопроизводства в области организации документооборота налоговых органов остается еще ряд нерешенных проблем. Это и обусловило актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования в данной работе выступает Инспекция Федеральной налоговой службы № 30 России по республике Башкортостан.

Предмет исследования – процесс организации документооборота в ИФНС № 30.

Теоретической и информационной базой для выпускной квалификационной работы послужили работы различных авторов в области делопроизводства и его правового регулирования в федеральных органах исполнительной власти, периодические издания, нормативно-методические документы по организации делопроизводства в структурных подразделениях ФНС, ИФНС по республике Башкортостан, статистические данные, а также ресурсы Интернета.

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать организацию документооборота в Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по республике Башкортостан.

Данная цель достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть структуру налоговых органов РФ, определить значение и принципы деятельности налоговых органов.

2. Рассмотреть в историческом аспекте развитие теоретических вопросов организации делопроизводства и документооборота в налоговых органах. 3. Дать понятие документообороту, определить его место в системе ДОУ налоговых органов.

4. Рассмотреть основные элементы процесса документооборота, а также нормативно-правовые акты, регулирующие делопроизводство и документооборот налоговых органов.

5. Проанализировать систему организации документооборота в ИФНС № 30.

6. Определить актуальные проблемы организации документооборота в ИФНС № 30 и предложить мероприятия по их решению.

Научная новизна работы состоит в постановке проблемы организации и регулирования движения документов в налоговых органах на современном этапе и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы документооборота в инспекциях ФНС РФ.

Практическая ценность заключается в возможности использования теоретического материала, материалов анализа по организации документооборота налоговых органов и сделанных выводов в учебном процессе со студентами - будущими документоведами, на семинарах, занятиях и курсах с работниками делопроизводственной сферы, а также в практике деятельности налоговых органов РФ.

Настоящая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматривается структура налоговых органов Российской Федерации, их правовой статус и принципы деятельности.

Во второй главе дается характеристика документообороту, определяется его место в системе документационного обеспечения, рассматриваются основные элементы процесса документооборота в налоговых органах.

В третье главе проводится анализ организации документооборота в ИФНС № 30 России по республике Башкортостан, определяются его основные проблемы и пути совершенствования.

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы .

" № 10/2015

Комментарий к Приказу ФНС РФ от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@.

Налоговая служба утвердила Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок) Приказом от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Этот приказ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 14.08.2015 и вступил в силу 25.08.2015.

Необходимость принятия Порядка очевидна. Дело в том, что первая часть Налогового кодекса устанавливает многочисленные правила, касающиеся направления документов от налоговых органов налогоплательщикам и ответных обязательных документов в обратном направлении. При этом определяются сроки, в течение которых должен дать ответ.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть, в частности, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через , если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Более того, лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, такие документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо личный кабинет налогоплательщика, то есть не направляются по почте и не вручаются лично.

К сведению:

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ указанная обязанность распространяется на налогоплательщиков, которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает ту же величину.

В то же время в силу п. 5 ст. 174 НК РФ независимо от численности работников в том же порядке должны представлять декларацию по НДС все плательщики этого налога, а в определенных случаях и неплательщики его.

Неочевидно, но получается, что даже если лицо представляет в электронном виде только декларацию по НДС, то и документы от налоговиков оно должно получать тоже только в электронном виде или через личный кабинет. Ведь в п. 4 ст. 31 НК РФ для такого порядка передачи документов не ставится никаких условий в отношении численности работников или объема представленной отчетности.

Хотя, возможно, мы еще увидим уточнения по этому поводу. Ведь чтобы представить декларацию по НДС электронно, необязательно заключать договор с оператором. Последний может оказать услугу по передаче декларации и в разовом порядке. Нет пока и обязанности для налогоплательщиков заводить личный кабинет, это можно сделать добровольно.

Как же в таком случае налоговый орган передаст свою корреспонденцию? Очевидно, только лично налогоплательщику или по почте.

При этом в п. 4 ст. 31 НК РФ не определено, какой день считается днем получения документов налоговиков, если они направлены именно в электронной форме через оператора электронного документооборота.

Но согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Эти лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом .

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ при неисполнении данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, тот вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

К сведению:

Согласно п. 11 ст. 76 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении (см. также п. 3 Порядка):

  • налоговых агентов – организаций и плательщиков сборов – организаций;
  • индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с ч. 2 НК РФ, то есть п. 5 ст. 174 НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, – налогоплательщиков, налоговых агентов.

В Порядке приведен довольно длинный перечень документов, на которые он распространяется, то есть которые направляются только в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика, если он обязан отчитываться по налогам через оператора электронного документооборота. Начинается этот список с требования о представлении пояснений.

Обратите внимание:

Согласно п. 6 Порядка участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление указанных документов и технологических электронных документов . Формально получается, что это необходимо делать даже в официально установленный государственный выходной или праздничный день (хотя понятно, что в такой день не работает, а значит, и не отсылает свои документы налоговая служба) и уж тем более в день отдыха, определенный на предприятии согласно его внутренним документам, например в связи с простоем.

Это важно, так как не предусматривается никаких причин для переноса начала срока отсчета периода, после которого истечет крайний срок получения документа и к налогоплательщику при отсутствии ответа от него будут приняты меры.

Как мы упомянули, в п. 4 ст. 31 НК РФ не определено, какой день считается днем получения документов налоговиков, если они направлены именно в электронной форме через оператора электронного документооборота. Порядок восполняет этот пробел.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа, который он направил, датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме. При этом датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 и 11 Порядка).

Квитанцию о приеме, подписанную электронной подписью, налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом (п. 14 Порядка). Это положение корреспондирует с п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

В соответствии с пп. 6 п. 6.1 НК РФ в данном случае речь идет о рабочих днях.

Если есть основания для отказа в приеме документа, то налогоплательщик формирует и отсылает подписанное электронной подписью уведомление об отказе в приеме. Не уточняется, но, очевидно, это надо сделать в течение тех же шести дней со дня отправки документа налоговым органом.

Основанием для отказа в приеме налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) документа является:

  • ошибочное направление налогоплательщику (представителю налогоплательщика);
  • несоответствие утвержденному формату;
  • отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

Не вполне ясно, как налогоплательщик сможет проверить соблюдение налоговым органом двух последних из указанных требований.

В целом Порядок устанавливает строгие и определенные правила документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком, несоблюдение которых может привести к серьезным последствиям для налогоплательщика.

В их число входят налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

Подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа (п. 4 Порядка).