Прислали постановление о возбуждении исполнительного производства. Пришло постановление о возбуждении исполнительного производства - что делать? Повторное возбуждение исполнительного производства

Долги у граждан могут появиться не только вследствие пренебрежения обязательствами по договору, но и при неуплате налогов, законных сборов, штрафов (например, при нарушении ПДД).

В таком случае однажды в почтовом ящике можно обнаружить конверт от ФССП с постановлением внутри, которым извещается о начале исполнительного производства.

При получении постановления о возбуждении исполнительного производства что делать

  • Ознакомиться внимательно с постановлением и выяснить, в связи с какими долгами или неуплатами в бюджет инициировано производство.
  • Сформировать отношение к требованию: согласие на исполнение взыскание или несогласие с доводами.

При согласии с постановлением о возбуждении исполнительного производства что делать

Прочитав постановление и согласившись с доводами, требованиями, изложенными в нем, надо обратить внимание на срок для его выполнения в добровольном порядке (5 дней).

Срок этот не прописывается в случаях:

  1. наличия по неисполненным постановлениям расходов на действия исполнителей и исполнительный сбор;
  2. последующих предъявлениях документа;
  3. конфискации имущества;
  4. отбывания обязательных работ;
  5. если требуется немедленное исполнение;
  6. выдворения из России иностранца или лица, не имеющего гражданства;
  7. запроса о розыске ребенка;
  8. если документ выдан судом для взыскания в отношении другого государства.

В постановлении указано право представить документы на вещи и доходы, не подлежащие взысканию (даже заложенные).

Наличие указанной информации позволит избежать при взыскании нарушения прав должника (и излишнего взыскания). Перечень такого имущества раскрыт в 446 ст. ГПК РФ, перечень доходов - 101 ст. закона об исполнительном производстве.

Если необходимы пояснения положений постановления, у должника есть право обратиться за их разъяснением в суд или к лицу, вынесшему документ (письменно в форме заявления).

В постановлении указывается счет, на который можно добровольно перечислить средства, а копию платежного документа направить приставу. Либо оплатить задолженность можно в самом подразделении ФССП (адрес и наименование указаны в документе).

При несогласии с постановлением о возбуждении исполнительного производства что делать

Если должник не согласен с требованиями, изложенными в постановлении, то он может обжаловать документ:

В порядке субординации - лицу, в чьем подчинении находится пристав, вынесший постановление.

Жалоба оформляется письменно. Прикладывать документы для подтверждения своих доводов должнику не обязательно. Они могут быть запрошены ФССП. Ответ формулируется в десятидневный срок.

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

В данном цикле статей представлена общая информация об исполнительном производстве, которая носит информативный характер и не может быть использована как исчерпывающая инструкция или руководство к действию. В тексте приведены выдержки из Федерального Закона «Об исполнительном производстве». Некоторые статьи приведены с комментариями Председателя Комитета по работе с проблемными кредитами Ассоциации Банков Северо-Запада Мартынова Олега Викторовича и ответами на вопросы заемщиков, обратившихся в Ассоциацию Банков Северо-Запада.

Суд вынес решение о взыскании с Вас как с должника денежной суммы. Возникают вопросы: "Что далее будет происходить? Как будут развиваться события? Каково правовое регулирование в данной ситуации? Что необходимо знать, чтобы понимать свои права и обязанности, как стороны исполнительного производства?".

Исполнительное производство, время совершения исполнительных действий, отсрочка исполнения, отложение, приостановление, прекращение и окончание исполнительного производства

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки в исполнительном производстве исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если ФЗ «Об исполнительном производстве» не установил иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Возбуждение исполнительного производства

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя и устанавливает срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 (пяти) дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Заявление подписывается взыскателем или его представителем.

Внимание! Не устанавливается срок для добровольного исполнения в случаях: конфискация имущества, обеспечительные меры и др.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство и выносит постановление о возбуждении исполнительного производства без заявления взыскателя, в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 30 и частью 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» , также когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Все расходы по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Возбуждение исполнительного производства – начало процесса принудительного исполнения судебных актов.

Где совершаются исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения?
Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Что такое сводное исполнительное производство?
Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера объединяются в сводное исполнительное производство.

В какое время совершаются исполнительные действия?

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 06.00 до 22 часов . Конкретное время определяется судебным приставом-исполнителем. Для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в другое время судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, изменение способа и порядка их исполнения

Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, выдавший исполнительный документ.

Отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения

Судебный пристав вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 (десяти) дней.

Судебный пристав обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Приостановление исполнительного производства

Приостановлено исполнительное производство может быть судом или судебным приставом на основаниях, указанных в ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве» .

Прекращение исполнительного производства

Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращение на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Окончание исполнительного производства

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
  • возвращения взыскателю исполнительного документа на основаниях, предусмотренных ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» ;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое;
  • ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ;
  • признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 ст. 96 ФЗ «Об исполнительном производстве» ;
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения данного акта.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

Внимание! При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание. При солидарном взыскании не забывайте, что если Вы рассчитывались по данному долгу один, а остальные солидарные должники не платили, то Вы имеете право взыскать с остальных солидарных должников недостающую сумму (расчет суммы производится исходя из первоначальных данных по задолженности).

Важно! В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Документы сохраняйте! Необходимо помнить, что после окончания исполнительного производства Вам необходимо сохранить у себя постановление об окончании исполнительного производства, которое будет служить подтверждением окончания исполнительного производства, а также документы, подтверждающие оплату задолженности.


Директор Департамента по претензионной работе ОАО "Балтинвестбанк"
Председатель Комитета по работе с проблемными кредитами
Ассоциации Банков Северо-Запада
Мартынов Олег Викторович



​Возбуждение исполнительного производства по кредиту (ИП) означает, что банк обратился в суд с требованием о взыскании кредитной задолженности, а суд, в свою очередь, принял решение удовлетворить иск. Судебное решение может иметь форму судебного приказа (упрощенная форма) или решения. В первом случае приказ является также и исполнительным документом. Во втором случае для возбуждения ИП требуется, помимо решения, исполнительный документ, выданный судом, принявшим решение о взыскании. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту.

Вопросы взаимодействия с приставами

Приставы обладают широким набором полномочий для принятия мер принудительного взыскания долга. Однако, как правило, ответчику дается некоторое время для добровольного погашения задолженности, причем нередко немного превышающее установленный законом срок. В любом случае, если ИП уже возбуждено, можно действовать следующим образом:

  1. Прийти к приставу, в производстве которого находится дело, и обсудить сложившуюся ситуацию. Это более эффективный вариант, чем начинать переписку или, вообще, избегать контактов. При визите к приставу, скорее всего, с вас будет взято объяснение по обстоятельствам дела и готовности/неготовности добровольно погашать долг. У пристава можно получить необходимые пояснения, разъяснение прав и обязанностей, а также копию постановления о возбуждении ИП - предоставить все это сотрудники ФССП обязаны.
  2. Если возможности сразу погасить задолженность нет, следует настраивать себя на конструктивный диалог с приставом и решать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения долга.
  3. Для получения рассрочки/отсрочки следует обратиться в суд, принявший решение по делу, с соответствующим заявлением. Само по себе обращение в суд может дать некоторое время на то, чтобы решить финансовые проблемы. Обычно суды идут на удовлетворение просьбы должников, если последние представят убедительные доказательства трудного материального положения, наличия временных финансовых сложностей и тому подобных ситуаций, не позволяющих погасить весь долг сразу. Хорошим результатом обращения в суд можно назвать отсрочку или рассрочку, установленную на 6-12 месяцев. Правда, многое зависит от суммы долга и убедительности доводов. При желании получить рассрочку необходимо заранее продумать схему платежей и ее обоснование. Для получения отсрочки целесообразно подготовить убедительные аргументы в пользу того, что через определенный срок вы сможете погасить долг в полном объеме.

Что делать, если приставы приступили к принудительному взысканию

Если приставы начали активные действия по взысканию долга, необходимо исходить из того, какие именно меры они приняли. Но в любом случае у должника есть право:

  1. Заявлять приставу ходатайства, делать заявления с просьбой приостановить или прекратить применение определенной меры взыскания, обеспечения его исполнения или ограничения прав должника.
  2. Подавать жалобы на действия (бездействие), решения пристава его руководству или в вышестоящую инстанцию.
  3. Обжаловать (оспаривать) действия (бездействие), решения пристава в судебном порядке.

Конечно, если действия приставов законны, изменить что-либо невозможно. Необходимо заранее быть готовым, к тому, что на имущество, денежные средства, в том числе на банковских счетах, будет наложен арест . Приставы могут ограничить выезд за рубеж, временно лишить водительских права, принять меры к удержанию части средств в счет погашения долга из зарплаты. Фактически не почувствовать каких-то особых для себя перемен в жизни смогут только те, у кого нет имущества, которое можно было бы арестовать, либо получающие неофициальный доход.

Если в вашем отношении возбуждено исполнительное производство по кредиту, и вы не знаете, как поступить в данной ситуации, чтобы выйти из нее с минимальными потерями, то наш дежурный юрист онлайн готов бесплатно вас проконсультировать. Описать свою ситуацию и задать вопрос вы можете в форме ниже.

Юрист практики «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" Айгуль Канаева.

Получив удовлетворительное решение суда о взыскании денежных средств с должника, нередко взыскатель не знает, что же ему делать дальше. Суд установил юридический факт передачи денег, признал законность требования об их возврате, выдал соответствующее решение о взыскании с задолжавшего лица суммы долга – но что с того? Зачастую реальное взыскание долга так и не происходит. К сожалению, существующий механизм исполнения судебных решений далек от совершенства, и нередко процедура возврата долгов останавливается на стадии исполнительного производства, а взыскатели остаются ни с чем.

Наличие проблем в системе исполнительного производства обусловлено не только несовершенством организации работы в службе судебных приставов, но и существованием множества законодательных лазеек, которыми недобросовестные должники пользуются для ухода от исполнения решения суда. В данной статье мы рассмотрим несколько основных проблемных моментов, касающихся взаимодействия взыскателя со службой судебных приставов и самим должником.

Итак, имея на руках вступивший в силу судебный акт, взыскатель сначала, по общему правилу, должен получить исполнительный лист в суде, вынесшем судебный акт (прим.: некоторые судебные акты уже сами по себе являются исполнительными документами, например, судебный приказ).

Существование отдельного от судебного акта исполнительного документа имеет важное юридическое значение. Если бы каждый судебный акт имел силу исполнительного документа, то его вступление в силу автоматически приводило бы в движение механизм исполнительного производства, а это бы с одной стороны упростило исполнение судебных решений, но с другой стороны такой порядок лишил бы стороны возможности прийти к соглашению относительно исполнения решения, а также лишил бы взыскателя права самому, независимо от третьих лиц предъявить документ к исполнению и инициировать тем самым принудительное взыскание. К тому же закон предоставляет право оформления исполнительного документа не только судам, но и некоторым государственным органам, которые сами же и являются взыскателями (это, например, постановления налоговых органов о взыскании пеней, недоимки по налогам).

Исполнительный документ подается взыскателем в отделение службы судебных приставов по месту жительства, месту пребывания должника или месту нахождения его имущества. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению, по общему правилу, равен 3 годам с момента вступления судебного акта в силу (для некоторых видов исполнительных документов установлены свои сроки предъявления – см. ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ).

С момента подачи исполнительного документа в канцелярию отдела судебных приставов в течение трех дней определяется ответственный за ведение исполнительного дела судебный пристав-исполнитель, после чего также три дня уходит на принятие решения о возбуждении исполнительного производства. Данное решение (возбуждение или отказ в возбуждении) оформляется судебным приставом-исполнителем в виде постановления. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он немедленно передается на исполнение в надлежащий отдел судебных приставов, после чего в течение одних суток должно быть принято решение о возбуждении исполнительного производства.

В возбуждении исполнительного производства могут отказать только при наличии предусмотренных статьей 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» оснований: не подано или не подписано заявление о возбуждении исполнительного производства, исполнительный документ подан не по месту совершения исполнительных действий, не вступил в силу судебный акт и т.д.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав в обязательном порядке указывает срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, который не может превышать пяти дней, за исключением случая, когда в исполнительном документе уже содержится срок для добровольного исполнения (и даже в этом случае, при подаче такого исполнительного документа по истечении срока для добровольного исполнения, указанного в нем, судебный пристав обязан установить новый срок для добровольного исполнения, не превышающий пять дней). Срок для добровольного исполнения начинает течь не с момента возбуждения исполнительного производства, а с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В некоторых предусмотренных законом случаях судебный пристав не устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), например, при повторной подаче исполнительного документа в службу судебных приставов, если такой документ уже подавался и исполнительное производство по нему окончено.

Если требования исполнительного документа не будут исполнены должником в срок для добровольного исполнения, наступают следующие негативные юридические последствия: к должнику теперь могут быть применены меры принудительного исполнения, такие как арест и изъятие имущества с последующей реализацией, а также с должника будет взыскиваться исполнительский сбор (в пользу государства) и расходы на осуществление исполнительных действий (в пользу государства и/или взыскателя, иных лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства).

В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

С момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав приступает к выполнению комплекса мероприятий, направленных на установление состава имущества должника, наличие у него официального места работы (для обращения взыскания на заработную плату), места фактического нахождения должника (для вызова его в отдел и дачи объяснений по сути требований исполнительного документа). Обычно первоначально судебный пристав рассылает запросы в государственные, муниципальные органы, кредитные и иные коммерческие организации с целью получения информации о должнике и его имуществе. Только при наличии официальных письменных ответов вышеуказанных субъектов возможны дальнейшие действия по применению мер в отношении должника и его имущества: так, при наличии выписки из паспортного стола возможно принятие решения об ограничении должника в праве выезда за пределы РФ, при наличии выписки из ЕГРЮЛ возможно установление запрета на совершение регистрационных действий в отношении доли должника в уставном капитале юридического лица, при наличии оформленной ГИБДД карточки учета транспортного средства, принадлежащего должнику, возможно наложение ареста и изъятие данного транспортного средства и т.д. Естественно, что проблемой успешной реализации указанных мер является затягивание сроков с отправлением запросов и получением ответов из органов и организаций. За время, пока запрос пристава уходит адресату, готовится и направляется обратно официальный ответ, должник нередко успевает принять соответствующие меры по выведению имущества из состава личной собственности (попросту «переписать» квартиру, машину на родственников, продать долю в уставном капитале юридического лица, перейти с официальной должности по месту работы на неофициальную и т.п.).

Для уменьшения этих сроков в текущем году служба судебных приставов получила возможность направления электронных запросов в государственные органы на основе специального программного обеспечения, однако, взаимодействие в рамках данной системы пока доступно только некоторым государственным органам. К примеру, сейчас успешно направляются и в относительно короткие сроки (по сравнению с архаичным почтовым способом) обрабатываются запросы приставов в ГИБДД и Росреестр.

Далее, с момента нахождения имущества должника (официальных ответов органов и организаций) пристав принимает решение об аресте данного имущества, его изъятии, оценке и дальнейшей реализации. Так, если на расчетных счетах должника в кредитных организациях находятся денежные средства, судебный пристав вправе обязать банк перечислить сумму долга на счет ФССП (с дальнейшим ее переводом уже взыскателю). Если на момент ареста денег на счете должника недостаточно, банк уже в дальнейшем при поступлении средств на арестованный счет самостоятельно переводит их на счет ФССП в пределах суммы долга.

Сложнее обстоят дела с арестом движимого имущества должника. Приведем следующий пример: у должника на праве собственности имеется автомобиль, судебный пристав направил в ГИБДД постановление о запрете регистрационных действий в отношении данного транспортного средства (теперь формально должник не сможет продать, подарить или иным образом распорядиться данным ТС). Однако этот арест можно назвать только «юридическим», фактически же найти, при понятых арестовать и изъять автомобиль оказывается на деле невозможно. Во-первых, должники часто прибегают к сокрытию своего имущества (отдают автомобили родственникам, оставляют на хранение и т.п.), поэтому для изъятия транспортного средства приставам требуется предпринять розыскные меры. Учитывая загруженность сотрудников ФССП, поиски транспортных средств должников оказываются трудновыполнимой работой. В данном случае даже заведение розыскного дела по заявлению взыскателя на вряд ли может помочь в достижении целей исполнительного производства, поэтому взыскателям приходится прилагать собственные усилия по поиску автомобилей. Трудностью здесь является и то, что просто так обратить взыскание на автомобиль пристав не полномочен: необходим выезд на место нахождения транспортного средства и составление при понятых акта изъятия.

Недвижимое имущество должнику спрятать сложнее: приставу здесь достаточно лишь вовремя вынести постановление о запрете регистрационных действий в отношении данного имущества и направить его в полномочный орган. Далее, по закону, пристав обязан в течение 30 дней с момента обнаружения данного имущества произвести оценку имущества для дальнейшей его реализации на торгах. Здесь необходимо помнить, что у взыскателя есть право присутствовать при наложении ареста на имущество и получать всю информацию о результатах его оценки и назначении торгов.

Во всех случаях имущество должника подлежит оценке с привлечением оценочной организации, с которой ФССП состоит в договорных отношениях. Назначение торгов и дальнейшее их проведение также регламентировано законодательством, однако и здесь кроется множество сложностей.

Распространенные случаи – в торгах по реализации арестованного имущества должника участвуют подставные лица (родственники, друзья должника и иные лица, заведомо действующие в интересах должника), торги проводятся по договоренности с судебным приставом, который впоследствии получает имущественную выгоду от совершения таких противозаконных действий. Здесь взыскателю могут помочь только правоохранительные органы и суд – результаты торгов можно оспорить, признать их незаконными, пристав может быть привлечен к уголовной ответственности как должностное лицо (злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий) и понести соответствующее наказание, в том числе лишение права занимать должность на государственной службе.

Основной проблемой в сфере исполнительного производства является организация работы службы судебных приставов, сложившаяся в нашей стране на сегодняшний день. При постоянной «текучке» кадров, служба приставов просто не справляется с тем объемом работы, который ей предоставляют суды. На одного судебного пристава в среднем приходится от 800 до 1500 исполнительных производств, уровень заработной платы колеблется в районе 12 тысяч рублей в месяц, при этом на один отдел выделяется около 3-4 служебных машин. При таких обстоятельствах приставам сложно добиться существенных результатов по исполнительным делам и удовлетворить просьбы всех обратившихся в службу взыскателей. Именно поэтому часть работы по обнаружению имущества должника ложится на плечи самих взыскателей.

Взыскателю необходимо помнить о том, что для защиты своих прав он может пользоваться всеми правами, предоставленными ему законом: обжаловать действия судебного пристава вышестоящему руководству, обращаться в суд, в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями, если права взыскателя были нарушены в ходе исполнительного производства, иметь представителя для осуществления прав и защиты интересов во взаимоотношениях с государственными органами. Многие юридические фирмы занимаются сопровождением исполнительных производств, выступая на стороне взыскателя. Специалист, обладающий необходимыми знаниями в сфере законодательства об исполнительном производстве и опытом сопровождения процедуры исполнения судебных актов, может взять на себя все проблемы взыскателя, связанные с исполнением решения суда и не только сделать возможным достижение результата, а еще и приблизить его во времени. Юридические тонкости, связанные с реализацией прав взыскателя как стороны исполнительного производства, зачастую становятся трудностью, непреодолимой для граждан, не обладающих специальными познаниями.

Например, сложными являются ситуации, которые закон регламентирует недостаточно четко: обращение взыскания на долю должника в общем имуществе (например, супружеском), обращение взыскания на долю должника в уставном капитале юридического лица, оспаривание сделок должника по отчуждению имущества и т.д.

В следующих статьях мы будем рассматривать частные проблемы, возникающие при ведении исполнительных производств.