Что можно включать в выпадающие доходы. Муниципалитет возместит выпадающие доходы

Постановление Правительства РФ от 01.07.2014 N 603 (ред. от 17.10.2015) "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики,...

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

РАСЧЕТА РАЗМЕРА ВОЗМЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРАХ ОБРАЩЕНИЯ

С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ,

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И (ИЛИ) ВОДООТВЕДЕНИЯ,

НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИМИ

РЕГУЛИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящие Правила определяют порядок расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения (далее - регулируемые организации), недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, выплачиваемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в случаях, предусмотренных статьей 23 статьей 24.9 статьей 10 Федерального закона "О теплоснабжении" и статьей 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - размер возмещения недополученных доходов).

2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

"долгосрочные параметры регулирования" - долгосрочные параметры регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и (или) долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

(см. текст в предыдущей редакции)

"необходимая валовая выручка" - необходимая валовая выручка регулируемой организации, размер которой определен в соответствии с основами ценообразования в соответствующих сферах с использованием долгосрочных параметров регулирования;

"орган регулирования" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике" , "Об отходах производства и потребления" , "О теплоснабжении" , "О водоснабжении и водоотведении" или принятыми в связи с ними нормативными правовыми актами на осуществление государственного регулирования тарифов в сферах деятельности регулируемых организаций, либо органы местного самоуправления - в случае наделения их в соответствии с законодательством Российской Федерации указанными полномочиями;

(см. текст в предыдущей редакции)

"основы ценообразования в соответствующих сферах" - Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Правительством Российской Федерации, Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования, если указанным органом планируется принятие решений об изменении долгосрочных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочных тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования, установленных органом регулирования, и (или) об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных органами регулирования либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к возникновению недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности регулируемыми организациями (далее - решения органа регулирования), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Расчет размера возмещения недополученных доходов не производится в случае:

а) корректировки цен (тарифов), размера необходимой валовой выручки и иных случаях, предусмотренных основами ценообразования в соответствующих сферах;

б) если решения органа регулирования планируется принять на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с абзацем третьим части 6 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", частью 8 статьи 24.9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", частью 6.3 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" и (или) частью 21 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", за исключением случая принятия решения органа регулирования о возмещении соответствующих недополученных доходов регулируемым организациям за счет бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) если решения органа регулирования планируется принять в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.

5. Расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования до принятия решения органа регулирования.

6. Размер возмещения недополученных доходов за долгосрочный период (РНД) определяется по формуле:

где:

Последний год текущего долгосрочного периода регулирования (в случае если решения органа регулирования приведут к возникновению недополученных доходов в текущем долгосрочном периоде регулирования) или последний год следующего долгосрочного периода регулирования (в случае если решения органа регулирования приведут к возникновению недополученных доходов в следующем долгосрочном периоде регулирования);

Год текущего долгосрочного периода регулирования, в течение которого принимаются решения органа регулирования (в случае если указанные решения органа регулирования приведут к возникновению недополученных доходов в текущем долгосрочном периоде регулирования), или первый год следующего долгосрочного периода регулирования (в случае если решения органа регулирования приведут к возникновению недополученных доходов в следующем долгосрочном периоде регулирования);

Размер возмещения недополученных доходов в i-м году.

7. Размер возмещения недополученных доходов в i-м году () определяется по формуле:

где:

Необходимая валовая выручка, которую регулируемая организация должна получить в i-м году, если не будут приняты решения органа регулирования;

Необходимая валовая выручка, которую регулируемая организация должна получить в i-м году, если будут приняты решения органа регулирования.

9. При расчете и применяется метод регулирования тарифов, который использовался при установлении тарифов регулируемой организации до принятия решений органа регулирования, если органом регулирования не планируется изменение метода регулирования тарифов.

В случае если органом регулирования планируется изменение метода регулирования тарифов, при расчете применяется планируемый метод регулирования тарифов, а при расчете - прежний метод регулирования тарифов.

10. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на основании концессионного соглашения, расчет осуществляется с использованием долгосрочных параметров регулирования, установленных либо согласованных органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Для организаций, не относящихся к указанным организациям, при расчете используются долгосрочные параметры регулирования, действующие в i-м году до принятия решений органа регулирования. При расчете используются долгосрочные параметры регулирования в соответствии с планируемым решением органа регулирования.

При расчете и помимо долгосрочных параметров регулирования используются иные цены, значения, параметры, принятые органом регулирования для расчета необходимой валовой выручки на соответствующий год с учетом их корректировки в соответствии с основами ценообразования в соответствующих сферах. В случае если органом регулирования планируется принятие решений об изменении значений только долгосрочных параметров регулирования, иные цены, значения, параметры принимаются одинаковыми при расчете и .

В случае если решениями органа регулирования планируется изменить не только долгосрочные параметры регулирования, но и иные цены, значения, параметры либо только иные цены, значения, параметры, при расчете используются первоначальные иные цены, значения, параметры, а при расчете - иные цены, значения, параметры в соответствии с планируемым решением органа регулирования.

11. В случае если органом регулирования планируется принятие решений, связанных в том числе с внесением изменений в законодательство Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с установлением и (или) изменением предельных уровней цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, установлением и (или) изменением предельных индексов, количественные значения которых определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере регулирования цен (тарифов) на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - изменения законодательства, учитываемые при расчете возмещения), расчет осуществляется в соответствии с изменениями законодательства, учитываемыми при расчете возмещения, которые приведут в i-м году к необходимости принятия решений органа регулирования. При расчете применяются положения нормативных правовых актов, действовавших до внесения в законодательство изменений, учитываемых при расчете возмещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае если органом регулирования планируется принятие решений, связанных в том числе с изменениями законодательства, учитываемыми при расчете возмещения, в размере возмещения недополученных доходов отдельно выделяются размер возмещения недополученных доходов, которые возникнут в связи с изменениями законодательства, учитываемыми при расчете возмещения, и размер возмещения недополученных доходов, которые возникнут в результате причин, не относящихся к изменениям законодательства, учитываемым при расчете возмещения. Размер возмещения недополученных доходов, которые возникнут в связи с изменениями законодательства, учитываемыми при расчете возмещения, определяется в соответствии с пунктами 6 - настоящих Правил.

13. Расчет размера возмещения недополученных доходов, подписываемый руководителем органа регулирования, содержит следующие сведения:

а) размер возмещения недополученных доходов, определенный в отношении регулируемой организации за долгосрочный период регулирования, с разбивкой по годам;

б) размер возмещения недополученных доходов, которые возникнут в связи с изменениями законодательства, учитываемыми при расчете возмещения, за долгосрочный период регулирования, с разбивкой по годам;

в) размер возмещения недополученных доходов, которые возникнут в связи с причинами, не относящимися к изменениям законодательства, учитываемым при расчете возмещения, за долгосрочный период регулирования, с разбивкой по годам;

г) размер необходимой валовой выручки, которую регулируемая организация должна получить в i-м году, если не будут приняты решения органа регулирования;

д) размер необходимой валовой выручки, которую регулируемая организация должна получить в i-м году, если будут приняты решения органа регулирования;

е) значения долгосрочных параметров регулирования, действующие до принятия решений органа регулирования, по годам долгосрочного периода регулирования;

Термином «выпадающие доходы» достаточно активно пользуются специалисты финансово-бюджетной сферы, однако его нормативного определения не существует. Несмотря на это, данное понятие широко применяется в нормативных правовых актах.

В финансово-бюджетной сфере активно используется термин «выпадающие доходы». В статье мы рассмотрим вопрос о том, что под выпадающими доходами понимается в сфере ЖКХ, а также как УК осуществляется их налогообложение. Помимо общего описания мы приведем в тексте конкретные рекомендации бухгалтерским работникам по выстраиванию учетной политики.

При широком использовании понятия «выпадающие доходы» в нормативных правовых актах четкого определения для него не предусмотрено. В жилищно-коммунальном хозяйстве здесь подразумеваются доходы, которые получаются в качестве льгот по оплате ЖКУ. Это компенсационные льготы, которые предоставляют бюджеты на разных уровнях.

Чтобы понять сущность выпадающих доходов, нужно разобраться с особенностями отношений сторон, между которыми возникают такие обязательства. Здесь потребуется погрузиться в отношения органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне с организациями, предоставляющими услуги гражданам-льготникам. В части выпадающих доходов они регулируются пунктом 1 статьи 125 ГК РФ.

Из-за особого правового статуса льготы облагаются налогами по отдельным правилам. Опишем порядок налогообложения, который НК РФ предусматривается для выпадающих доходов в сфере ЖКХ. Обращаем внимание на то, что он во многом определяется следующими моментами:

  • уровень той бюджетной системы, которая предоставляет льготу;
  • организационно-правовая форма предприятия, предоставляющего льготы.

Налогообложение доходов регулируется главой 25 НК РФ. Напомним, что в плане взыскания налогов доходом считается экономическая выгода, полученная в денежном или натуральном виде и учитываемая в случае возможности оценить ее.

В пункте 1 статьи 248 НК РФ доходами называются:

  • доходы от продажи товаров, услуг и имущественных прав (далее по тексту - доходы от реализации);
  • внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ доходами от реализации считается выручка от продажи того, что было произведено собственными силами или приобретено ранее у других участников рынка. Если в статье 249 доходы не указаны, то они считаются внереализационными. Их подробно описывает статья 250 НК РФ.

Статья поможет сформировать основные показатели активов и пассивов бухгалтерского баланса в УО и составить отчет о финансовых результатах.

В статье 251 НК РФ перечисляются доходы, которые не принимаются в расчет при налогообложении прибыли.

Особенностью выпадающих доходов является то, что у них имеется целевой характер. Статья 251 НК РФ исчерпывающе описывает средства, которые признаются целевым финансированием и не принимаются в расчет при обложении налогом прибыли.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ целевое финансирование не нужно учитывать при налогообложении прибыли. Участвующие в таких процессах налогоплательщики обязуются раздельно вести учет доходов и расходов, связанных с целевым выделением средств. Если организация такой учет не ведет, то целевые поступления считаются подлежащими обложению налогом.

В налогообложении целевыми могут признаваться средства, полученные как из бюджета, так и от организаций (граждан). По статье 251 НК (подпункт 14 пункта 1) целевым финансированием считается имущество, которое плательщик налогов получает и использует по назначению, указанному федеральным законодательством или источником средств. Это имущество может получаться в следующих видах:

  • бюджетные деньги, выделяемые на выполнение капремонта в качестве долевого финансирования;
  • многоквартирные дома по ФЗ-185 от 21 июля 2007 года, которые передаются УК, ТСЖ, ЖСК и другим специализированным организациям, выбранным собственниками квартир;
  • общедомовое имущество в многоэтажках, передаваемое УК, ТСЖ, ЖСК и прочим организациям, обслуживающим дома в соответствии с ЖК РФ. В случае непосредственного управления МКД получателями становятся специализированные УО, которых собственники нанимают для выполнения работ по содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • средства владельцев квартир в МКД, поступающие УК и ТСЖ на выполнение капремонта общедомового имущества. Получателями здесь также могут быть специализированные НКО, которые работают по ЖК РФ и занимаются выполнением капитальных ремонтов.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ целевые поступления не относятся к базе для расчета налога на прибыль (исключительным случаем тут является только получение подакцизных товаров). К этим поступлениям относятся бюджетные деньги и средства на содержание НКО, безвозмездно поступающие от прочих организаций и граждан. Они должны быть израсходованы по назначению, которое заранее указывается получателю.

Целевые средства на содержание НКО и ведение ими предусмотренной уставом деятельности, включают в себя:

  • произведенные по законам РФ об НКО взносы учредителей, членов или участников общества;
  • пожертвования, если они признаются таковыми гражданским законодательством РФ;
  • доходы в качестве полученных в безвозмездном порядке услуг или работ, выполнение которых происходит с оформлением договоров;
  • отчисления на создание резерва на ремонт (текущий или капитальный) общего имущества, которые по статье 324 НК РФ могут осуществляться в ТСЖ, ЖСК, гаражных, садово-огородных, строительных и прочих кооперативах их участниками.

Мы привели все эти нормы для того, чтобы показать отсутствие выпадающих доходов организаций из сферы жилищно-коммунального хозяйства в перечне доходов, не облагаемых налогами. Это значит, что выпадающие доходы в ЖКХ подлежат налогообложению по общим правилам. В связи с этим появляется вопрос - к какой категории нужно относить выпадающие доходы:

  • выручка;
  • внереализационные доходы.

Тут нет однозначного ответа. В дискуссиях обычно перевешивает мнение о том, что выпадающие доходы надо учитывать как выручку. Объясняется это принадлежностью выпадающих доходов к недополученной выручке от оказанных ЖКУ гражданам-льготникам. Мы считаем, что плательщик налогов сам может выбрать подходящий ему вариант учета этих поступлений для его последующего закрепления в учетной политике.

Деньги, которые налогоплательщики получают в качестве бюджетных субсидий для возмещения понесенных затрат, связанных с использованием регулируемых государством расценок на ЖКУ, не вносятся в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ. В ней говорится о том, что в случае продажи товаров (услуг) с использованием государственных расценок и субсидий, а также льгот для отдельных категорий потребителей, налоговая база рассчитывается по фактической цене проданных товаров (услуг). Субсидии и льготы при расчете НДС учитывать не нужно.

Получается, что выпадающие доходы учитываются в налогообложении следующим образом:

  • начисление налога на прибыль - по общим правилам;
  • начисление НДС - на основе специальной нормы НК РФ.

Отдельно отметим, что в данном случае плательщик налогов не получает оснований для того, чтобы раздельно вести учет НДС. Такая обязанность сохраняется только за теми, кто осуществляет операции, как подпадающие, так и не подпадающие под этот налог. Выпадающие доходы нельзя причислить ни к одной из указанных категорий. Это бюджетные субсидии, выделяемые из-за применения регулируемых государством расценок, и для них раздельно вести учет НДС не нужно.

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.

Что такое выпадающие доходы

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.

Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:

    оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг – www.gosuslugi.ru.

    уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

    санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.

Примеры учета выпадающих доходов

Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.

Читайте также

  • Учет штрафов за нарушение Правил дорожного движения
  • Новое в бухгалтерском учете и отчетности учреждений с 2017 года
  • Изменения в бухгалтерском учете учреждений с 2017 года

Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.

    Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:

Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.

    Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:

Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.

Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.

Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

    Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:

Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.

    Документом «Кассовое поступление» с видом операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 - 205)» поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

    Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа

Вопрос: Нам выдали субсидию по «выпадающим доходам». Выпадающие доходы-разница между утвержденными тарифами и фактической выручкой. Можно ли и есть ли какая судебная практика по этому поводу данную субсидию отразить не в прочих доходах а в строке формы 2 (отчет о финансовых результатах) по названием «выручка». т.е выручка от основной деятельностью? минус данного предприятия не сойдется с базой для начисления по НДСВ письмах пишут что в этом случае базы по НДС не возникает. А в каком случае мы тогда должны заплатить НДС? мне нужна информация в каких случаях. Если Вы об этом упомянули то скажите на основании нормативной документации-каких

Ответ:

Дебет 51 Кредит 76

Дебет 76 Кредит 90-1

По вопросу налогообложения

Субсидии на возмещение недополученных (выпадающих) доходов из-за государственных регулируемых цен или льготных тарифов в базу по НДС не включайте. Такие субсидии не связаны с оплатой товаров. А в остальных случаях возмещение государством выпадающих доходов организации признают платой за реализацию. В этих случаях с субсидии заплатите НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 18 мая 2016 № 03-07-11/28466, ФНС России от 29 апреля 2016 № СД-4-3/7921, от 3 марта 2016 № СД-4-3/3531.

Обоснование

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Бухучет

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

Налог на прибыль

Субсидии на возмещение недополученных (выпадающих) доходов из-за государственных регулируемых цен или льготных тарифов в базу по НДС не включайте. Такие субсидии не связаны с оплатой товаров. А в остальных случаях возмещение государством выпадающих доходов организации признают платой за реализацию. В этих случаях с субсидии заплатите НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 18 мая 2016 № 03-07-11/28466, ФНС России от 29 апреля 2016 № СД-4-3/7921, от 3 марта 2016 № СД-4-3/3531.

Дебет 51 Кредит 76

Дебет 76 Кредит 90-1

Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.

Что такое выпадающие доходы?

Политика государства такова, что оно стремится переложить на граждан все бремя расходов по услугам, получаемым ими. В то же время, осознавая, что это бремя для многих граждан окажется непосильным, государство (в том числе и с целью ограничения аппетитов монополистов - поставщиков услуг) вводит ограничение на рост цен и тарифов по некоторым видам товаров и услуг. В частности, возможность государственного регулирования цен установлена п. 1 ст. 424 ГК РФ. При этом сами основы государственного регулирования заложены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221, Постановлении Правительства РФ N 239 и ряде федеральных законов.

Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них - установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).

Заметим, нормативного определения понятия «выпадающие доходы» применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут скомпенсированы государством.

На конкретном примере

Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 года проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Выручка за указанный период составила 5 500 000 руб., расходы - 5 900 000 руб.

Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.

Распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления - 12.05.2014 принял решение о возмещении из местного бюджета лишь части названной суммы (не беремся оценивать, по каким причинам), и в этом же месяце (22.05.2014) на счет предприятия поступило 200 000 руб.

Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?

Бухгалтерское законодательство…

…не содержит на этот счет никаких специальных указаний.

Сразу оговоримся, что правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» , в данном случае не применяются. В силу п. 3 действие названного бухгалтерского стандарта не распространяется на экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов.

Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 «Доходы организации» .

При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.

Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:

Ее размер может быть достоверно определен;

Имеется уверенность в увеличении экономических выгод предприятия.

С определением размера выпадающего дохода сложностей в данной ситуации не возникает. Чего не скажешь о втором критерии - об уверенности: как правило, она появляется лишь после принятия распорядителем бюджетных средств соответствующего решения.

Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.

Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.

Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

31.03.2014

Отражена выручка от реализации услуг (включая продажу проездных билетов)*

Отражена себестоимость реализованных услуг

Отражена сумма полученного убытка

12.05.2014

Признан доход в виде суммы, причитающейся к возмещению из бюджета

22.05.2014

Получены из бюджета средства в целях компенсации выпадающих доходов

* Вопросы, связанные с расчетами по НДС, в примере не рассматриваются.

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ не содержит четких указаний о порядке признания в составе доходов субсидий, получаемых налогоплательщиками в целях возмещения выпадающих доходов. Иначе говоря, положениями названной главы не решены два вопроса:

О самой возможности признания рассматриваемых субсидий доходом, учитываемым при налогообложении прибыли;

О квалификации указанного дохода (внереализационный или доход от реализации). От этого зависит дата признания дохода: либо на момент реализации услуг, либо на момент фактического получения денежных средств из бюджета. Подобный нюанс в контексте рассматриваемых субсидий немаловажен, так как их перечисление непосредственному исполнителю происходит постфактум и не всегда в полном объеме.

Зато в гл. 25 НК РФ содержится норма, формально позволяющая исключать из состава доходов при определении облагаемой базы любые бюджетные средства по налогу на прибыль, если рассматривать их в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251). Ключевые слова здесь - бюджетные средства и целевое финансирование. Ведь в том, что эти средства получены из бюджета, сомнений не возникает, как нет сомнений и относительного того, что все бюджетные средства выделяются на определенные цели.

Руководствуясь названной нормой, налогоплательщики нередко предпринимали попытки минимизации своих налоговых обязательств в случае получения бюджетных средств, направляемых на компенсацию доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен и тарифов. И арбитры их поддерживали (см., например, Постановление ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09).

Не устраивала подобная ситуация (по понятным причинам) налоговых инспекторов. Итак…

…возникает ли в данной ситуации налогооблагаемый доход?

В споре, рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, контролеры наконец взяли реванш - и какой! Они смогли убедить высших арбитров в том, что бюджетные средства, получаемые налогоплательщиком в целях возмещения доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен на услуги, оказываемые льготным категориям граждан, следует признавать доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

После опубликования упомянутого судебного акта (а также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, содержащего аналогичный вывод) у налогоплательщиков практически не осталось шансов сэкономить в подобной ситуации на налоге на прибыль. Характерный пример - Постановление ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13.

Но решив один из поставленных вопросов, налоговое ведомство не спешило останавливаться на достигнутом.

…в какой момент признавать доход?

Контролеры стали настаивать, что средства, получаемые в качестве компенсации выпадающих доходов, следует учитывать в момент оказания услуги, то есть независимо от фактического поступления денежных средств налогоплательщику.

Словом, анализируемые суммы налоговики квалифицировали исключительно как доходы от реализации, то есть в строгом соответствии с позицией высших арбитров из Постановления N 15187/09: подобные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного налогоплательщиком от реализации услуг.

Арбитры с ними соглашались. Например, в Постановлении ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13 по данному вопросу отмечено следующее. Получение налогоплательщиком дотаций из бюджета позднее даты реализации потребителям услуг по перевозке по льготным ценам не является основанием для включения этих денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения. Главой 25 НК РФ при использовании налогоплательщиком метода начисления подобное не предусмотрено (см. также Постановление ФАС ВВО от 18.04.2013 N А38-223/2010).

Хотя Минфин еще в письмах от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 разъяснил, что средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе внереализационных доходов.

Спорная ситуация разрешилась благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13, в котором, на наш взгляд, дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, в какой момент следует признать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, бюджетные средства, направленные для компенсации выпадающих доходов.

Приведем основные тезисы:

1. Исходя из положений ст. 41, 247 НК РФ основанием для возникновения облагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который можно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ.

2. В момент оказания услуги налогоплательщик не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

3. Недополученная сумма дохода, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования на основании ст. 16 ГК РФ.

Добавим, в основе последнего тезиса лежит правовая позиция, изложенная в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых в целях исполнения законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Окончательный вердикт высших арбитров таков: несмотря на производственный характер деятельности налогоплательщика, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда.

Но вернемся к нашему примеру. Если принять во внимание приведенные выводы Президиума ВАС, которые в дальнейшем, очевидно, будут использоваться (и налогоплательщиками, и налоговыми инспекторами), получается, что автотранспортное предприятие несет минимальный риск, если:

При исчислении налога на прибыль за I квартал 2014 года не включит в облагаемый доход сумму выпавших доходов - 250 000 руб.;

При исчислении налога на прибыль за II квартал 2014 года в составе внереализационных доходов учтет лишь фактически полученную из бюджета сумму в размере 200 000 руб.

* * *

Подведем итоги. Бюджетные средства, направляемые хозяйствующему субъекту в качестве компенсации выпадающих доходов, образовавшихся в результате применения им регулируемых государством цен и тарифов для реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям граждан, не являются средствами целевого финансирования. В бухгалтерском учете они отражаются по общим правилам, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99. В целях налогообложения прибыли данные суммы признаются внереализационным доходом и учитываются в облагаемой базе по мере фактического поступления из бюджета.

В соответствии с приведенными ниже письмами Минфина России, субсидия на возмещение недополученных доходов не является внереализационным доходом независимо от ее налогообложения НДС, а относится к выручке от реализации.

Что касается налогообложения НДС суммы субсидии, то этот вопрос является спорным в связи с противоречием, заложенным в нормы гл. 21 НК РФ. ФНС России считает, что такая субсидия НДС не облагается, а Минфин России выражает противоположное мнение. Об этом вы можете прочитать в нижеследующей подборке. Из-за наличия двух противоположных точек зрения контролирующих ведомств риски, безусловно, существуют. Невключение субсидии в налоговую базу по НДС согласуется с точкой зрения ФНС России, однако противоречит правовой позиции, выраженной ВАС РФ, что делает развитие ситуации непредсказуемым в случае возникновения судебного спора. Поэтому, на наш взгляд, вам безопаснее уточнить этот вопрос в своей налоговой инспекции и обязательно обратиться с официальным запросом в Минфин России. Полученное от Минфина России разъяснение, адресованное персонально вашей организации, освобождает от налоговой ответственности.

Обоснование

1. Из Письма Минфина России от 10.06.2015 N 03-03-05/33757

«Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 НК РФ не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке *.»

2. Из ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2012 № 03-03-06/4/80

«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 15187/09.»

Как управляющей компании учесть при расчете налога на прибыль бюджетные средства. Субсидии выделены в связи с предоставлением коммунальных услуг с учетом льгот отдельным категориям потребителей

Бюджетные средства учтите в доходах от реализации (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Субсидии из бюджета к целевому финансированию отнести нельзя. Это следует из подпункта 14 пункта 1, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ и пункта 1 обзора, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

Выручку от реализации коммунальных услуг управляющая компания отражает в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ). А выручку от реализации нужно определять исходя из всех поступлений, связанных с оказанием услуг (п. 2 ст. 249 НК РФ). В данной ситуации бюджетные субсидии напрямую связаны с оказанием коммунальных услуг. Следовательно, их нужно признать доходом от реализации.

4. Из ПИСЬМА ФНС РОССИИ от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15677

«В соответствии с абз.3 ст.154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, в указанной норме не конкретизируется, на что выделяется субсидия: на покрытие убытков или разницы между отпускной и регулируемой ценой. Поэтому полагаем, что бюджетные средства, полученные в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны облагаться НДС.

Однако в ряде разъяснений специалисты ориентируются на позицию Президиума ВАС РФ (п.1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применение отдельных положений гл.25 НК РФ, приложенный к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98), согласно которой возмещение из бюджета представляет собой часть выручки за оказанные услуги, приносит организации доход (экономическую выгоду).

Кроме того, согласно письмам Минфина России от 06.09.2007 № 03-07-11/389, от 27.08.2007 № 03-07-11/355, от 24.07.2007 № 03-07-11/259, если денежные средства выделяются из бюджета на оплату услуг, оказываемых льготной категории граждан, такие суммы, по мнению специалистов Минфина России, признаются суммами, полученными в счет увеличения доходов и на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ облагаются НДС. Аналогичное мнение высказали и специалисты налогового ведомства в письме УФНС России по г.Москве от 18.12.2007 № 19-11/120978.По нашему мнению, ссылка на п.1 Обзора применительно к абз.3 ст.154 НК РФ является несостоятельной, т.к. данный Обзор посвящен применению положений гл.25 НК РФ - налогу на прибыль организаций, а указанные письма Минфина России вступают в противоречие с нормами НК РФ.

На основании изложенного, полагаем, что субсидии, выделенные ОАО «РЖД» в 2008-2009 годах, не должны облагаться НДС.»

Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

  • получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;
  • бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
  • пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством. Например, льготами по транспортному налогу;
  • не исполнять требования налоговых инспекций, противоречащие действующему законодательству;
  • обжаловать акты налоговых инспекций, а также действия (бездействие) их сотрудников;
  • участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок;
  • проводить совместную с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам) и получать акт сверки.

Кроме того, налогоплательщики имеют право:

  • на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами, действиями (бездействием) налоговых инспекций и их сотрудников.

Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ.

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству

Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов. Нужно ли платить НДС с субсидии.

Вопрос:

Ответ: В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

По вопросу отражения в бухучете

Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

В бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка». Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:

Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 № 03-07-11/389.

Судебная практика по данному вопросу не сложилась.

По вопросу налогообложения

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 № ЕД-4-3/20368).

Субсидии на возмещение недополученных (выпадающих) доходов из-за государственных регулируемых цен или льготных тарифов в базу по НДС не включайте. Такие субсидии не связаны с оплатой товаров. А в остальных случаях возмещение государством выпадающих доходов организации признают платой за реализацию. В этих случаях с субсидии заплатите НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 18 мая 2016 № 03-07-11/28466, ФНС России от 29 апреля 2016 № СД-4-3/7921, от 3 марта 2016 № СД-4-3/3531.

Обоснование

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.*

Бухучет

В бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка». Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:*

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 № 03-07-11/389.*

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 № ЕД-4-3/20368*).

Субсидии на возмещение недополученных (выпадающих) доходов из-за государственных регулируемых цен или льготных тарифов в базу по НДС не включайте. Такие субсидии не связаны с оплатой товаров. А в остальных случаях возмещение государством выпадающих доходов организации признают платой за реализацию. В этих случаях с субсидии заплатите НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 18 мая 2016 № 03-07-11/28466, ФНС России от 29 апреля 2016 № СД-4-3/7921, от 3 марта 2016 № СД-4-3/3531.

Пример, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов*

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.

Что такое выпадающие доходы?

Политика государства такова, что оно стремится переложить на граждан все бремя расходов по услугам, получаемым ими. В то же время, осознавая, что это бремя для многих граждан окажется непосильным, государство (в том числе и с целью ограничения аппетитов монополистов — поставщиков услуг) вводит ограничение на рост цен и тарифов по некоторым видам товаров и услуг. В частности, возможность государственного регулирования цен установлена п. 1 ст. 424 ГК РФ. При этом сами основы государственного регулирования заложены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221, Постановлении Правительства РФ N 239 и ряде федеральных законов.

Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них — установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).

Заметим, нормативного определения понятия "выпадающие доходы" применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут скомпенсированы государством.

На конкретном примере

Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 года проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Выручка за указанный период составила 5 500 000 руб., расходы — 5 900 000 руб.

Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления — 12.05.2014 принял решение о возмещении из местного бюджета лишь части названной суммы (не беремся оценивать, по каким причинам), и в этом же месяце (22.05.2014) на счет предприятия поступило 200 000 руб.

Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?

Бухгалтерское законодательство…

…не содержит на этот счет никаких специальных указаний.

Сразу оговоримся, что правила, установленные ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" , в данном случае не применяются. В силу п. 3 действие названного бухгалтерского стандарта не распространяется на экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов.

Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 "Доходы организации" .

При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.

Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:

— ее размер может быть достоверно определен;

— имеется уверенность в увеличении экономических выгод предприятия.

С определением размера выпадающего дохода сложностей в данной ситуации не возникает. Чего не скажешь о втором критерии — об уверенности: как правило, она появляется лишь после принятия распорядителем бюджетных средств соответствующего решения.

Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.

Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.

Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

31.03.2014

Отражена выручка от реализации услуг (включая продажу проездных билетов)*

Отражена себестоимость реализованных услуг

Отражена сумма полученного убытка

12.05.2014

Признан доход в виде суммы, причитающейся к возмещению из бюджета

22.05.2014

Получены из бюджета средства в целях компенсации выпадающих доходов

* Вопросы, связанные с расчетами по НДС, в примере не рассматриваются.

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ не содержит четких указаний о порядке признания в составе доходов субсидий, получаемых налогоплательщиками в целях возмещения выпадающих доходов. Иначе говоря, положениями названной главы не решены два вопроса:

— о самой возможности признания рассматриваемых субсидий доходом, учитываемым при налогообложении прибыли;

— о квалификации указанного дохода (внереализационный или доход от реализации). От этого зависит дата признания дохода: либо на момент реализации услуг, либо на момент фактического получения денежных средств из бюджета. Подобный нюанс в контексте рассматриваемых субсидий немаловажен, так как их перечисление непосредственному исполнителю происходит постфактум и не всегда в полном объеме.

Зато в гл. 25 НК РФ содержится норма, формально позволяющая исключать из состава доходов при определении облагаемой базы любые бюджетные средства по налогу на прибыль, если рассматривать их в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251). Ключевые слова здесь — бюджетные средства и целевое финансирование. Ведь в том, что эти средства получены из бюджета, сомнений не возникает, как нет сомнений и относительного того, что все бюджетные средства выделяются на определенные цели.

Руководствуясь названной нормой, налогоплательщики нередко предпринимали попытки минимизации своих налоговых обязательств в случае получения бюджетных средств, направляемых на компенсацию доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен и тарифов. И арбитры их поддерживали (см., например, Постановление ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09).

Не устраивала подобная ситуация (по понятным причинам) налоговых инспекторов. Итак…

…возникает ли в данной ситуации налогооблагаемый доход?

В споре, рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, контролеры наконец взяли реванш — и какой! Они смогли убедить высших арбитров в том, что бюджетные средства, получаемые налогоплательщиком в целях возмещения доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен на услуги, оказываемые льготным категориям граждан, следует признавать доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

После опубликования упомянутого судебного акта (а также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, содержащего аналогичный вывод) у налогоплательщиков практически не осталось шансов сэкономить в подобной ситуации на налоге на прибыль. Характерный пример — Постановление ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13.

Но решив один из поставленных вопросов, налоговое ведомство не спешило останавливаться на достигнутом.

…в какой момент признавать доход?

Контролеры стали настаивать, что средства, получаемые в качестве компенсации выпадающих доходов, следует учитывать в момент оказания услуги, то есть независимо от фактического поступления денежных средств налогоплательщику.

Словом, анализируемые суммы налоговики квалифицировали исключительно как доходы от реализации, то есть в строгом соответствии с позицией высших арбитров из Постановления N 15187/09: подобные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного налогоплательщиком от реализации услуг.

Арбитры с ними соглашались. Например, в Постановлении ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13 по данному вопросу отмечено следующее. Получение налогоплательщиком дотаций из бюджета позднее даты реализации потребителям услуг по перевозке по льготным ценам не является основанием для включения этих денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения. Главой 25 НК РФ при использовании налогоплательщиком метода начисления подобное не предусмотрено (см. также Постановление ФАС ВВО от 18.04.2013 N А38-223/2010).

Хотя Минфин еще в письмах от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 разъяснил, что средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе внереализационных доходов.

Спорная ситуация разрешилась благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13, в котором, на наш взгляд, дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, в какой момент следует признать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, бюджетные средства, направленные для компенсации выпадающих доходов.

Приведем основные тезисы:

1. Исходя из положений ст. 41, 247 НК РФ основанием для возникновения облагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который можно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ.

2. В момент оказания услуги налогоплательщик не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

3. Недополученная сумма дохода, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования на основании ст. 16 ГК РФ.

Добавим, в основе последнего тезиса лежит правовая позиция, изложенная в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых в целях исполнения законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Окончательный вердикт высших арбитров таков: несмотря на производственный характер деятельности налогоплательщика, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда.

Но вернемся к нашему примеру. Если принять во внимание приведенные выводы Президиума ВАС, которые в дальнейшем, очевидно, будут использоваться (и налогоплательщиками, и налоговыми инспекторами), получается, что автотранспортное предприятие несет минимальный риск, если:

— при исчислении налога на прибыль за I квартал 2014 года не включит в облагаемый доход сумму выпавших доходов — 250 000 руб.;

— при исчислении налога на прибыль за II квартал 2014 года в составе внереализационных доходов учтет лишь фактически полученную из бюджета сумму в размере 200 000 руб.

* * *

Подведем итоги. Бюджетные средства, направляемые хозяйствующему субъекту в качестве компенсации выпадающих доходов, образовавшихся в результате применения им регулируемых государством цен и тарифов для реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям граждан, не являются средствами целевого финансирования. В бухгалтерском учете они отражаются по общим правилам, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99. В целях налогообложения прибыли данные суммы признаются внереализационным доходом и учитываются в облагаемой базе по мере фактического поступления из бюджета.

О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов