Снос зданий и капитальных сооружений: как получить разрешение. Снос нежилого здания,кто выдаёт? Демонтаж старого здания при кап строительстве

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Разрешение на снос дома на собственном участке

Обладатели старых домов часто сталкиваются с такой ситуацией, что поддерживать их в приличном виде становится затруднительно. В стенах появляются трещины, крыша протекает, возникают проблемы и так далее. На выполнение ремонта требуется силы, время и деньги. Для многих проще снести старый дом, чем ремонтировать его и поддерживать в приличном виде. Однако нельзя просто так снести старое строение и построить новое. Предварительно нужно получить разрешение на снос дома на собственном участке.

Законодательство

Снос здания попадает в перечень строительно-монтажных работ, для которых . Поэтому при необходимости подобных работ, нужно выяснить, кто дает разрешение на снос частного дома?

Во-первых, этот вопрос регламентируется Гражданским кодексом России. Так в статье 260 приведены права собственника при сносе дома. Во-вторых, в статье 40 Земельного кодекса говорится, что каждый законный владелец земли имеет право строить на ней в соответствии с разрешением на использование и целевым назначением участка. В третьих нормативно-правовым актом выступает Градостроительный Кодекс РФ. В нем расписываются правила, нормы и порядок получения разрешений на строительство и снос.

Разрешение на снос объекта капитального строительства будет нужно в архитектурном бюро или местном органе самоуправления в соответствии с действующими регламентами в указанных инстанциях. Потребуется написать заявление на демонтаж и последующую постутилизацию строения. К тому же потребуются документы, которые удостоверяют личность, а также подтверждают право владения указанной частной собственности.

Для чего требуется разрешение?

Правовая специфика нашей страны, несмотря на наличие свободы частной собственности, предусматривает защиту прав владельцев недвижимости, общественного блага, а также интересов лиц, для которых будущий снос строения может обернуться стеснениями и неудобствами. Поэтому законодатель не может допускать анархию и своеволие в любом случае. Так, по закону будет крайне не просто добиться разрешения на снос строений заповедных территорий, архитектурных памятников и исторических зданий.

Разрешение будет нужно и для учета интересов лиц, которые могут не согласиться с разрушением постройки, так как это может ущемить их права. К примеру, сосед, чей сарай или дом примыкает к объекту сноса как к опоре, подобное решение не понравится. При проведении сноса возможно лишение повреждение участков соседей или коммуникаций.

Оформление разрешения

Получить разрешение на снос удастся только при наличии права собственности. Для этого потребуется обратиться в административный орган муниципалитета – села, поселка, города и архитектурное бюро. В законодательстве отсутствует понятие «снос, вместо него применяется термин «реконструкция» или «демонтаж».

В орган местного самоуправления будет нужно подать заявление о получении разрешения. Также к нему будет нужно приложить перечень документов:

1. документы, удостоверяющие личность;

2. документы о праве собственности на владение ;

3. документы о праве собственности на недвижимость;

4. план земельного участка.

В случае если дом имеет более 3-х этажей или предназначен для нескольких семей, то также будут нужны и иные документы:

1. проектная документация с рядом технических бумаг;

2. согласование с иными жильцами, в том числе порядок их расселения.
Затем, получив разрешение, собственник может начать непосредственный снос дома. При выполнении работ будет нужно строго соблюдать меры техники безопасности и градостроительный регламент. Это относится к следующим этапам:

1. подготовка территории, в частности установка ограждений, чтобы обеспечить безопасность для соседних участков;

2. отключение коммуникаций;

3. уборка участка после сноса;

4. вывоз мусора, а также его полноценная утилизация.


Нюансы

Процедура сноса во многом будет определяться характером предполагаемых работ. К примеру, при сносе строения с оставлением фундамента для возведения нового дома, можно не получать разрешение. Такой процесс можно оформить как «капитальный ремонт» или «реконструкция дома», но только в случае сохранения неизменной площади недвижимости.

Но даже в случае уменьшения или увеличения площади, произошедшие изменения можно сообщить в госреестр и органы БТИ в уведомительном порядке.

Отключение коммуникаций нужно согласовывать с соответствующими коммунальными службами.

Снос дома является ответственным и трудоемким процессом, поэтому к нему нужно подходить грамотно и последовательно. Нужно соблюдать меры безопасности и юридические правила, уведомить органы учета, согласовать работу с городскими службами и соседями.

В действующей нормативно-технической документации понятие «снос здания» отсутствует. Демонтаж существующих зданий и сооружений рассматривается как один из видов строительных работ. В связи с этим процедура получения разрешения на снос здания аналогична получению разрешения на строительство . Это обусловлено тем, что в подавляющем большинстве случаев снос существующего здания связан со строительством на его месте нового объекта.

Для сноса здания необходимо разработать проектную документацию, получить различные разрешения, согласования, пройти экспертизы. Все эти документы необходимо будет приложить к заявлению при получении разрешения на снос здания. Для облегчения процедуры получения разрешения и сокращения сроков проектных работ рекомендуется воспользоваться услугами технического заказчика строительства или технического сопровождения разработки проектной документации.

Решение о сносе здания или сооружения принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления или московским Комитетом по культурному наследию, если объект расположен в районе исторической застройки. После получения от Комитета по культурному наследию разрешения можно начинать подготовку документации для получения разрешения на снос.

Специалисты технадзора в этом случае особое внимание уделяют ревизии сметной документации на предстоящие работы по демонтажу или реконструкции. Проверяются расчёты трудозатрат и материалов, соответствие расценок и коэффициентов, соблюдение требований и нормативов, а также технология работ.

Проектная документация на снос здания

При получении разрешения на снос здания желательно разработать комплект проектной документации и предоставить его службе технадзора. В Москве и Московской области при подготовке расрешительной документации на снос здания особое внимание необходимо уделить вопросу перемещения отходов сноса. Для получения разрешения на перемещение отходов строительства, сноса, в том числе грунтов, необходимо, обратиться в Департамент строительства города Москвы. Для этого необходимо подготовоить комплект документов, который может включать в себя:

  • Заявку на оформление разрешения на перемещение отходов строительства и сноса для переработки.
  • Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса.
  • Копию ордера и заявку на получение ордера в ОАТИ.
  • График производства работ.
  • Копию договора с транспортной организацией, заверенную заявителем.
  • Копию лицензии на обращение с опасными отходами транспортной организации, заверенную транспортной организацией.
  • Заключение по санитарно-эпидемиологическому и экологическому обследованию ОСС и заверенная заявителем копия.
  • Копию договора с отходополучателем (ми), заверенная заявителем.
  • Копию лицензии отходополучателя, заверенная отходополучателем.
  • Свободные лимиты отходополучателя.
  • Смета на работы подготовительного периода.
  • Копию документа, подтверждающего полномочия Заявителя, заверенная Заявителем (договор между Инвестором и Заказчиком / между Заказчиком и Генеральным подрядчиком / между Генеральным подрядчиком и Субподрядчиком).
  • Паспорт опасного отхода или лабораторное заключение об отнесении отхода к 5-му классу опасности для окружающей среды

Также может потребоваться информация об общем объеме отходов от сноса с разбивкой по категориям:

  • мусор строительный для утилизации;
  • бой бетона или железобетона для переработки на дробильном комплексе;
  • лом черных металлов для сдачи на пункт приема металлов;
  • цветной металл для сдачи на этот же пункт;
  • стекло для сдачи на пункт приема стекла.

Объем проектной документации индивидуален для разных зданий. Например, если стены подлежащего сносу здания используются в качестве точек опоры для линий наружного освещения, контактной сети трамвая или троллейбуса, необходимо будет принять решение по переносу элементов крепления в другие точки. Проблемы могут возникнуть и с инженерными сетями при отключении их от сносимого здания. Необходимо обеспечить бесперебойное снабжение соседних зданий во время производства работ по демонтажу здания и перекладки инженерных сетей. Каждое из предстоящих мероприятий должно быть тщательно проконтролировано инженерами технадзора.

Другие документы на снос здания

До начала работ нужно оформить разрешение Мосгосстройнадзора на проведение подготовительных работ на строительной площадке. Для сноса здания также необходимо получить ордер ОАТИ (объединения административно-технических инспекций г.Москвы) на организацию строительной площадки.

Весь перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения ордера на снос зданий, состоит из 29 обязательных документов. По окончании демонтажных работ специалисты технадзора проверяют комплект исполнительной документации перед сдачей его приёмочной комиссии.

Начало подготовки к ликвидации сооружений, будь то промышленные объекты, высотные многоэтажки или хозяйственные постройки малой площади, характеризуется особым вниманием к вопросам оформления демонтажной документации. Она может потребоваться при участии в региональных программах благоустройства, оказании услуг производственным, коммунальным или общественным организациям, а также частным лицам. Документальное сопровождение демонтажных работ необходимо также и на последующем производственном этапе, включая перемещение отходов и благоустройство территории, вплоть до передачи объекта заказчику.

Огромное количество разрабатываемых и согласовываемых официальных бумаг требует немалых трудозатрат. Например, только для получения разрешительного ордера ОАТИ (объединения административно-технических инспекций) следует собрать комплект, состоящий из установленных 29 обязательных позиций. А для составления ПОР и ППР необходимо знать и уметь применять порядка14 нормативно-правовых акта. Кроме того, исходя из индивидуальных особенностей разбираемого сооружения, могут потребоваться и иные документы.

Учитывая очевидную сложность рассматриваемой задачи, для её решение вас наверняка заинтересует предоставляемые нами соответствующие услуги. Коллектив «Профдемонтаж», осуществляя демонтаж объектов под ключ, может полностью взять на себя разработку, заказ, согласование и утверждение в официальных инстанциях как пакетов документов для демонтажа, так и получение отдельных справок. Таким образом, мы полностью избавляем клиентов от бумажной волокиты, при этом в большинстве случаев присутствие заказчика не обязательно.

Документы для производства демонтажных работ

Право на начало работ по ликвидации строений любой сложности дает ордер, выданный специалистами ОАТИ г. Москвы. Получению разрешения предшествует подготовка пакета документов для демонтажа . Он составляется из основных, а также дополнительных официальных бумаг.

Основной пакет.

Справки, свидетельства, регламенты:

  • свидетельства, подтверждающие права собственности, владения, управления объектом, подлежащим сносу, а также земельным участком размещения объекта (включая кадастровое свидетельство и техпаспорт). Это могут быть оригиналы и нотариально заверенные копии документов;
  • справку об отношении к культурному наследию демонтируемого сооружения. В Москве и её области сосредоточено немало памятников истории и архитектуры. Поэтому обязательным является получение заключения специалистов «Мосгорнаследия» по данному вопросу;
  • оригинал или копия учетной карточки заказчика;
  • приказ собственника объекта о сносе или коллективное решение собственников;
  • отчет о техническом состоянии строения или его копия, заверенная подписью заказчика. Документ в дальнейшем поможет составить смету предстоящих работ. Придется также привлечь фотографов, которые сделают качественные фотографии объекта внутри и снаружи. Чтобы прийти к полному пониманию объема предстоящих мероприятий понадобится, как минимум, 4 фотографии;
  • техрегламент по обращению с отходами, оставшимися после сноса. Его регистрация осуществляется в строительном департаменте;
  • ТЗ заказчика на разработку, согласование и утверждение проектно-сметной документации на снос сооружения с точным указанием объектов, предназначенных к сносу.

Планы:

  • поэтажный, экспликации, выписки из техпаспорта и кадастра, документация техинвентаризации, выданные специалистами соответствующих официальных инстанций. Их выдачей, помимо этого, занимаются частные специалисты. Понадобятся как и оригиналы, так и копии, заверенные нотариально или подписью владельца;
  • выполненный в программе AutoCAD топографический план местности. Он заказывается у специалистов «Мосгоргеотреста», предоставляется в цифровом виде и действует 36 месяцев;
  • утвержденный заказчиком ситуационный план территории;
  • стройгенплан на снос, согласованный с владельцами инженерных сетей, выданный «Мосгоргеотрестом». Оригинал или копия заверяются заказчиком;
  • согласованный в Департаменте транспорта муниципалитета план движения наземного транспорта на весь период демонтажных работ.

Проекты и договора:

  • перечень охранно-природных мероприятий на период сноса в составе проекта дендрологии на пятиметровую зону вокруг места проводимых работ;
  • договор с коммунальщиками на подключение инженерных систем, справка об отключении инженерных сетей, ТУ поставщиков инженерного обеспечения, рабочие проекты на отключение, выполненные на основе ТУ;
  • подрядный договор, заключенный между собственником объекта и исполнителем задания, если работами по сносу будет заниматься сторонняя организация;
  • договор с управляющей компанией полигона утилизации мусора и подрядчиком. Это важная часть природоохранных мероприятий, так как в процессе демонтажных работ образуется большое количество отходов. Прилагаются также разрешения соответствующих органов на вывоз строительного мусора;
  • предоставляются оригинал или нотариально заверенная копия проекта по организации демонтажа (ПОД) или организации работ (ПОР). В этих организационных проектах предусматриваются требования безопасного выполнения сноса (демонтажа) для работающих, населения, смежной инфраструктуры и экологии. Они разрабатываются с учетом планируемых методов реализации производственных заданий и предписывают их общий порядок.

Документация ПОР на демонтаж здания завершает подготовительный этап. Её содержание предусматривается руководящим документом — МДС 12-64.2013. Уже на основе ПОР разрабатывается проект производства работ (ППР). Он устанавливает технологические процессы, средства и безопасные способы ликвидации объектов. Если демонтажу подвергается сложное сооружение, то рабочая документация может дополняться технологическими картами на отдельные ответственные производственные операции.

Кроме того, в основной пакет документов также входят Учетная карточка подрядчика, допуск СРО, доверенность от владельца сносимого строения (заказчика), а также некоторые другие официальные бумаги.

Дополнительная документация

В процессе разработки проектно-сметной документации по демонтажу нередко происходит корректировка списка необходимых для получения и согласования справок, заключений, экспертиз и т.д. Это касается всех видов демонтажных работ, выполняемых компанией «Профдемонтаж», например:

  1. Снос жилых домов, признанных не пригодными для проживания или разборка старых фундаментов. Инициаторами сноса являются чиновники, действующие в рамках реализации социальных программ по обустройству жилфонда, а также частные лица. В случае если речь идет о ликвидации объекта собственности муниципалитета, понадобится решение (распоряжение) правительства, согласованное в Департаменте имущества и префектуре. Если же на месте сноса планируется ведение строительных работ, то потребуется градостроительный план земельного участка. Согласно постановлению правительства Москвы, для сноса объектов, расположенных в ЦАО, понадобится дополнительно протокол решения комиссии «Мосгорнаследия».
  2. Демонтаж металлоконструкций, где особенно важна аккуратность в действиях подрядчика, так как многие металлические элементы часто пригодны для повторного использования. Либо снос промышленных сооружений, который часто происходит в условиях действующего производства или работа усложняется близостью соседних зданий. В подобных случаях может потребоваться договор с организацией предоставляющей контрольные функции технического заказчика. Документ дополняется копиями допуска СРО, а также Учетной карточки этой инжиниринговой компании.

Дополнительные официальные бумаги потребуются также в случаях:

  • демонтажа незаконных застроек, который осуществляется по решению суда. Специалистам нашей компании придется оформлять запрос в судебные инстанции, чтобы получить оригиналы или копии их решении. Они заверяются нотариально или представителем заказчика;
  • если речь идет об объекте охраны ФСО Российской Федерации. Понадобится согласование работ по сносу в ФСО;
  • ликвидации сооружений, финансируемых из государственного бюджета. Она разрешается после получения заключения соответствующей экспертизы;
  • недопущения незаконной вырубки деревьев расположенных в зоне сноса. Мы также помогаем оформить разрешение на пересадку или билет на порубку.

Почему следует выбрать «Профдемонтаж»?

Сотрудничество с нами можно начать любым удобным вам способом, например, дистанционно, заполнив специальную форму предварительного ТЗ на нашем сайте. Узнать точную стоимость демонтажных работ позволит комплексное обследование объекта. В дальнейшем наши специалисты без участия заказчика оформят проектную и прочую официальную документацию. Демонтажные работы будут выполнены согласно требованиям ТЗ и установленным договорным срокам. Затем объект подготавливается к сдаче – производственная зона приводится в порядок, а строительный мусор вывозится к месту переработки или на свалку.

Благодаря профессионализму наших сотрудников, а также наличию собственного парка спецтехники нам по силам решение даже самых масштабных задач по сносу зданий и прочих строительных конструкций. Качеству и скорости выполнение производственных процессов также способствует наше организационно-документальное сопровождение. А так как собирать всю вышеперечисленную документацию – занятие, отбирающее много сил и средств, то в выигрыше будут те, кто обратится в компанию «Профдемонтаж», заказав услугу сноса или разборки сооружений под ключ.

Считается, что снос строений - это необходимая, важная и порой довольно затратная часть практически любого строительного процесса. Вопросы, касающиеся строительной деятельности в России, регулируются ГрК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также иными нормативно-правовыми актами, в том числе актами, принятыми на региональном и местном уровнях в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 51 ГрК РФ). Данный документ является законным основанием для осуществления строительства и некоторых иных видов строительной деятельности. Строительство без надлежаще оформленного разрешения может иметь негативные последствия - в первую очередь постройка может быть признана самовольной (о самовольном строительстве и его последствиях будет сказано далее).

Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления (за исключением определенных случаев, установленных ГрК РФ) по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции, ремонта объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К данному заявлению застройщик, помимо таких документов, как правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план участка, положительные заключения государственной и государственной экологической экспертиз, прилагает также материалы, содержащиеся в проектной документации, среди которых обязателен проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей. - снос загородных домов и дач.

Кроме того, ГрК РФ закрепил возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. Под этапом строительства обычно понимают обширный круг работ, в том числе связанных со сносом зданий и сооружений на участке, предназначенном для строительства нового объекта.

С опорой на ГрК РФ в субъектах РФ и муниципальных образованиях были разработаны и утверждены различные нормативно-правовые акты, определяющие порядок подготовки документов для выдачи разрешений на снос или демонтаж объектов капитального строительства на территории соответствующих муниципальных образований. Несмотря на большое разнообразие таких актов, после их систематизации можно выделить определяющие моменты, касающиеся основных правил выдачи разрешений на снос.

Так, отдельным этапом строительства признается производство работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства для:

  • освобождения земельного участка под новое строительство;
  • ликвидации объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;
  • ликвидации инженерных сетей и коммуникаций.

Как правило, подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на соответствующий отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т.д.).

Подготовка документов для выдачи разрешения осуществляется на основании заявления собственника объекта, которое подается на имя главы администрации. При этом заявитель должен предоставить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • правоустанавливающие документы на сносимый или демонтируемый объект;
  • протоколы комиссии (определяемой собственником) при сносе или демонтаже объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;- снос загородных домов и дач
  • проект организации сноса или демонтажных работ с указанием ограждения мест складирования и т.д.

В некоторых случаях могут потребовать какие-либо дополнительные документы, например заключение соответствующего отдела (или комитета) администрации об изменении или сохранении статуса земельного участка или его параметров. О результатах рассмотрения принятых документов администрация извещает заявителя, как правило, в течение тридцати дней. Завершение сноса или демонтажа подтверждается документами службы технической инвентаризации и актом обследования результатов сноса или демонтажа объекта, оформляемый собственником объекта (за подписью представителей пожарного надзора, инженерных служб, главного архитектора и т.д.). Кроме того, в таких актах коротко указывают о сносе объектов на участках индивидуального жилищного строительства.

Снос жилых домов и хозяйственных построек на участках индивидуальной застройки производится собственником по своему усмотрению. Основанием для регистрации сноса таких строений являются документы службы технической инвентаризации.

Согласно ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается также раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости - сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства)".

Во исполнение норм ст. 48 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" было утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно данному Положению, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из двенадцати разделов, требования к содержанию которых и установлены указанным Положением. В разделе II приводится перечень документов, необходимых для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, среди которых указаны также следующие документы: акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необходимости сноса жилого дома.

Раздел 7 проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства. Пунктом 24 указанного Положения определен перечень сведений, которые данный раздел должен содержать. Так, среди указанных сведений, к примеру, названы следующие:

  • основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
  • перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);
  • перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
  • перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;
  • описание и обоснование принятого метода сноса (демонтажа) и т.д.

Кроме того, проектная документация в графической части должна также содержать:

  • план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования;
  • чертежи защитных устройств инженерной инфраструктуры и подземных коммуникаций;
  • технологические карты-схемы последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования.

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных ст. 48 ГрК РФ, либо несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, являются основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случае если проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе, она утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения экспертизы (ст. 48 ГрК РФ).- снос загородных домов и дач

Для того чтобы в дальнейшем проще было рассматривать взаимоотношения лиц, так или иначе связанных с проблемами сноса зданий, вначале необходимо ознакомиться с основными участниками строительного процесса.

Согласно законодательству, регулирующему инвестиционную деятельность в Российской Федерации, субъектами инвестиционной деятельности являются:

  • инвесторы;
  • заказчики;
  • подрядчики;
  • пользователи объектов капитальных вложений;
  • другие лица (Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Часто на практике одна организация совмещает функции нескольких участников строительного процесса: инвестора, заказчика (застройщика) или подрядчика. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются, как правило, на основе договоров (или государственных контрактов), заключаемых в соответствии с законодательством РФ.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Ими могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ при реализации инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством РФ. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями за счет средств местных бюджетов, размещаемых на конкурсной основе. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами.

Что касается заказчика, то необходимо отметить следующее. В различных нормативных актах (и, соответственно, в литературе) используются термины "заказчик", "застройщик" или "заказчик-застройщик".

Заказчик-застройщик непосредственно осуществляет реализацию инвестиционного проекта, обеспечивает процесс строительства. Инвестор обычно привлекает в качестве заказчика-застройщика какую-либо специализированную организацию, как правило, давно и успешно работающую в этом сегменте экономики, имеющую в штате специалистов, обладающих необходимыми знаниями, навыками, квалификацией.

Заказчики-застройщики, не являющиеся одновременно инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые определены договором на капитальное строительство или государственным контрактом. Заказчик несет установленную действующим законодательством и (или) договором ответственность перед инвестором за целевое использование его средств.

При подготовке строительства заказчик выполняет множество функций, в том числе осуществляет необходимые действия по освоению территории и отводу земельного участка. При этом заказчик:

  • оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов;- снос загородных домов и дач
  • проводит переговоры с владельцами зданий, строений, сооружений и сельскохозяйственных угодий по вопросу сноса объектов;
  • обеспечивает переселение граждан из домов, подлежащих сносу;
  • производит расчет остаточной стоимости сносимых зданий, строений, сооружений или получает справку об остаточной стоимости сносимых строений от их владельцев;
  • возмещает гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством РФ стоимость изымаемых строений, земельных участков, насаждений и др.- снос загородных домов и дач

Заказчик определяет затраты на подготовку и освоение строительной территории.

Среди прочих к затратам относятся:

  • выплата компенсаций за сносимые строения и садово-огородные насаждения;
  • плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также на уплату земельного налога (или арендной платы) в период строительства;
  • выплата компенсаций за произведенные на изымаемом земельном участке сельскохозяйственные работы (посев и т.д.).

Для определения размера материального ущерба в связи со сносом (переносом) зданий, строений, сооружений и уничтожением или порчей насаждений составляется определенный акт. Данный акт (форма N КС-10, утверждена Постановлением Российского статистического агентства от 11 ноября 1999 года N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ") составляется комиссией, в состав которой должны входить собственник (владелец) здания, строения, сооружения, насаждения, подлежащего сносу, или его представитель, представитель заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта, представитель бюро технической инвентаризации. В случае необходимости в состав комиссии могут входить представители других заинтересованных организаций.

Обратимся теперь к вопросу реконструкции зданий, строений, сооружений. Довольно часто на практике под реконструкцией понимают именно снос существующего объекта недвижимости и строительство на его месте нового объекта. Такой подход является неверным и противоречит нормам действующего законодательства РФ.

Согласно ст. 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). ГрК РФ дает также определение понятию реконструкция, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Анализ данных понятий, их сопоставление позволяют сделать вывод о том, что реконструкция, то есть изменение объекта капитального строительства, не требует сноса этого объекта. Поэтому если в ходе реконструкции осуществляется снос, то он свидетельствует о новом строительстве, но никак не о реконструкции в понимании, данном ГрК РФ. Кроме того, в таком случае неизменно встает вопрос о приобретении права собственности на вновь возведенный объект недвижимости (правда, такая ситуация может создаваться намеренно, чаще всего в интересах инвестора). В силу ст. 235 ГК РФ с момента сноса (уничтожения) объекта недвижимости право собственности на него прекращается. Поэтому если инвестор (заказчик) изначально оформлял документацию на осуществление реконструкции объекта недвижимости (с возможным решением вопросов с собственниками, арендаторами, нанимателями и др.), а в результате был осуществлен снос объекта, то в дальнейшем на стадии оформления документов и регистрации права на возведенный объект у заинтересованного лица (инвестор, заказчик) могут возникнуть проблемы, которые, вполне вероятно, придется решать в судебном порядке.

Бывают ситуации, когда лицо, только приступив к реконструкции, обнаруживает, что данный объект по своему техническому состоянию не подлежит реконструкции (например, перед началом работ не провели полного обследования объекта, ошибка в расчетах и т.д.). Правильным поведением лица в этом случае будет полное прекращение работ по реконструкции объекта. Если объект к тому же представляет опасность для окружающих, например грозит обвалом, необходимо провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности (установить заграждения, выставить охрану и т.д.). Дальнейшую судьбу объекта решает собственник или соответствующий уполномоченный орган. В случае принятия решения о сносе приступают к подготовке необходимых документов для оформления разрешения на снос.

Рассмотрим вопрос изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Законодательство допускает отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка.

Действующее российское законодательство устанавливает порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд может осуществляться в следующих случаях:

  • выполнения международных обязательств РФ;
  • размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения;
  • при наличии иных обстоятельств в соответствии с федеральными законами, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в соответствии с законами субъектов РФ (например, изъятие у собственников, землепользователей, землевладельцев земельных участков, занятых природными комплексами и объектами, объявленными памятниками природы).